408 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Сообщение Дееписателя о том, что начальник Маль-
ты назывался 6 7грсдтод(«первый»)(см.: Деян. 28, 7), под-
тверждается находкой на острове греческой надписи сле-
дующего содержания: «Л<юций>, сын Кл<авдия>, пле-
мени Квир<инского>, Прудент, всадник римский, протос
мальтийский».
Последние события из жизни апостолов Петра и Пав-
ла также нашли некоторое археологическое подтвержде-
ние: в середине XX в. в соборе Святого апостола Петра
проводились раскопки, в ходе которых под престолом
обнаружились замурованные в стене кости и рядом с ни-
ми обломок камня с надписью по-гречески: «Петр нахо-
дится здесь». В 1968 г., после долгих исследований, они
были признаны подлинными мощами первоверховного
ученика Спасителя и размещены в двенадцати прозрач-
ных ковчежцах под главным соборным престолом. Над
могилой святого апостола Павла в храме его имени сохра-
нилась плита, положенная в IV в. императором Констан-
тином и сообщающая о «пребывающем здесь» теле свя-
того апостола Павла.
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА*
Плащаница — кусок льняного полотна, которое евреи
использовали для заворачивания тела перед погребени-
ем. Святая плащаница — погребальный саван, в кото-
рый, согласно трем синоптическим Евангелиям, было
завернуто тело Спасителя перед положением во гроб.
В 1898 г. в Париже проходила международная выс-
тавка религиозного искусства. На нее привезли и Пла-
щаницу из Турина в качестве некоего, плохо сохранив-
шегося, творения древних христианских художников.
* Глава написана по материалам следующих изданий: Каледа Г.,
прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995; Новел-
лы Д. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 2000;
Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М.,
2002.