220 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
В случае особенно торжественного события, наподо-
бие закладки города, или нависшей опасности, карфаге-
няне приносили в жертву новорожденных младенцев —
порой, как сообщают античные авторы, сотнями. Размах
этого обряда засвидетельствован находками многочис-
ленных тофетов, в том числе и в самом Карфагене. Порой
это тысячи могил, в которых помещены сосуды с пеплом
и полусожженными костями младенцев, обычно не до-
стигших и недельного возраста; иногда в сосуде находят
кости нескольких младенцев, иногда и — вместе с костя-
ми ягненка или птицы. Судя по вотивным надписям над
захоронениями, «хозяином тофета» мыслился бог Ваал
Хаммон. Захоронения делались от имени частных лиц из
самых различных сословий, даже рабов. Обряд носил на-
звание молк; слово это встречается в Библии, однако во
время поздних правок текста, делавшихся тогда, когда
подобный культ уже исчез, молк было принято за имя
божества Молох.
ПЕРИОД СУДЕЙ
ПЕРВАЯ ФАЗА РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
(1200-1050 ДО Р.Х.)
В этот период Святая Земля была разделена на три
нестабильные сферы влияния: филистимлян; сохранив-
шихся городов ханаанеян, противостоявших как фили-
стимскому, так и израильскому давлению; израильских
племен, прочно обосновавшихся на Святой Земле и спло-
тившихся в значительные группы (см. рис. 35).
Сохранилось и присутствие Египта в крупных город-
ских центрах, таких как Беф-Сан, Лахис, Мегиддо, Тел
Мор, Тел Сера, Фирца. Важнейший из них — Беф-Сан,
разрушенный в конце XIII в. до Р.Х.,— был вскоре вос-
становлен, причем новый храм его, построенный на мес-
те предыдущего, имел специфические черты египетской
планировки и египетского архитектурного декорума, так