СИСТЕМАТИЗАТОРСКИЕ ТРУДЫ А. ЛОПУХИНА 85
митр. Макарий (Булгаков), подтвердивший, что не видит
в доисторическом отделе ничего, противоречащего рели-
гии, а еп. Амвросий (Ключарев) произнес на открытии
выставки вступительную речь. Однако в ряде работ цер-
ковные ученые вступали в весьма резкую полемику с на-
туралистами. Например, в докладе проф. догматическо-
го богословия МДА А. Беляева «Значение книги Бытие
для археологии» (1887) признавалось значение отдельных
находок, но отрицалась относительная археологическая
периодизация и абсолютные даты, предлагаемые светски-
ми учеными: Беляеву удалось указать на ряд действитель-
но слабых мест в концепциях археологов, в их термино-
логии и тому подобном. При этом Беляев настаивал на
введении специальных кафедр археологии при универ-
ситетах (которых не было тогда и за границей: первая по-
явилась только в 1893 г., в Вене) и справедливо видел в
этой науке историческую, а не биологическую дисципли-
ну. В конце XIX в. найти общее решение проблемы соот-
ношения эволюционной теории с Библией оказалось не-
возможным, впрочем, проблема сохранила свою остроту
и по сей день.
СИСТЕМАТИЗАТОРСКИЕ ТРУДЫ А. ЛОПУХИНА
Вершиной трудов отечественных «кабинетных» архео-
логов, безусловно, являются работы проф. А. Лопухина,
человека, наделенного недюжинными, в том числе адми-
нистративными, талантами, памятником которым явля-
ется общеизвестная двенадцатитомная «Толковая Биб-
лия» (см., напр.: Толковая Библия, или Комментарий на
все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заве-
та: В 12 т. / Изд. преемников А.П. Лопухина. 2-е изд.
Репр. Стокгольм, 1987). Для развития же библейской
археологии куда большую ценность представляли его
«Библейская история Ветхого Завета» и «Библейская
история Нового Завета». Будучи в общем компилятив-
ным, этот, в своем роде фундаментальный, труд был