Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

2007

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
318 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
поколений, именем его более знаменитого предшествен-
ника, Навуходоносора II: как известно, Набонид завое-
вал также область Тейма в Северной Аравии и захватил
караванный путь по пустыне через эту область в Египет.
Данный путь имел большое экономическое значение для
Вавилонии, поскольку к середине VI в. до Р.X. Евфрат
изменил свое течение, и морская торговля через Персид-
ский залив из гаваней Ура стала невозможной.
Набонид перенес в Тейму свою резиденцию, поручив
правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру (библ.
Валтасару). Это-то удаление царя из столицы в пустыню
скорее всего и является отображением событий, описан-
ных в четвертой главе Книги пророка Даниила.
Подтверждает это и «Вавилонский памфлет о Набони-
де», говорящий о Набониде следующее: «Злой демон ов-
ладел им... не было у него <никакой> святыни... никто в
стране не видел его».
Для библеистов XIX в. большой проблемой было то,
что до 1853 г. имя Валтасара, упоминавшегося в Книге
пророка Даниила, не было найдено в Вавилонских табли-
цах и Набонид считался последним вавилонским царем.
Но в 1853 г. найдена была надпись на угловом камне хра-
ма, построенного Набонидом в Уре: «Да не согрешу я, На-
бонид, царь вавилонский, против тебя. И пусть мое почте-
ние тебя живет в сердце Валтасара, моего первородного и
любимого сына». И выяснилось, что Набонид значитель-
ную часть жизни прожил вне Вавилона, которым правил
Валтасар. Поэтому Даниил и фигурирует в своей Книге
как третий властелин в царстве (ср.: Дан. 5, 29).
ПОСЛЕПЛЕННЫЙ ПЕРИОД
ИУДЕЯ В СОСТАВЕ АХЕМЕНИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Пока Набонид был занят активной политикой на запа-
де своей державы, у восточных границ Вавилонии появил-
ся могущественный и решительный противник, о котором