ОТАВТОРА
Как известно, трагический для России XX век оказался тра-
гическим и для Православия — как для всей нашей Церкви,
так и для отечественной богословской науки в частности. За чер-
той 1917 г. остались труды таких подвижников на ниве библей-
ской археологии, как профф. В. Иваницкий, А. Олесницкий, С.
Песоцкий, В. Рыбинский, за этой чертой остался и Музей библей-
ских древностей при Киевской Духовной Академии, создавав-
шийся протт. А. Ковальницким и К. Фоменко. За этой чертой
осталась систематизаторская работа профф. А. Лопухина и
Д. Введенского. За этой чертой остались работы и светских восто-
коведов Б. Тураева, Е. Кагарова, и церковных авторов Н. Коле-
чицкого, Н. Кондакова, П. Лашкарева.
А за рубежом XX век стал временем расцвета библейской
археологии как отдельной науки, созданной трудами таких из-
вестных ученых, как Р. де Во, В. Олбрайт, К. Кеньон, Н. Глюк,
Й. Ядин, Й. Ахарони, Н. Авигад и другие. Сложились отдельные
школы библейской археологии — европейская, американская и
израильская. Кроме таких фундаментальных трудов по библей-
ской археологии, как «Encyclopedia of Archaeological Excavations
in the Holy Land», «New Encyclopedia of Archaeological Excavations
in the Holy Land», «New International Dictionary of Biblical Archaeo-
logy » и « The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East»,
для публикации текущих исследований были созданы специаль-
ные периодические издания: «Annual of the American Schools
of Oriental Research », « Bulletin of the American Schools of Oriental
Research», «Israel Exploration Journal», «Journal of the American
Oriental Society», «The Journal of Near Eastern Studies», «Biblical
Archaeologist» и многие другие.
Отечественное же востоковедение было настолько идеологи-
чески ангажировано, что работы советских авторов могут слу-
жить лишь дополнительным источником информации по про-
блемам библейской археологии. Ярким подтверждением этому