Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

2007

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
357
кумранитов к Хасмонеям. Примечательно, что кумран-
ские находки иллюстрируют отношение иудеев после-
пленного периода к двум своим алфавитам — палеоеврей-
скому (финикийскому) и квадратному (ассирийскому),—
как, соответственно, к сакральному и светскому. В наибо-
лее ранних кумранских свитках палеоевреиское письмо
использовалось для передачи священных текстов, квад-
ратное — светских. В более поздних рукописях Священ-
ного Писания, написанных квадратным письмом, че-
тырехбуквенное имя Божие все равно писалось буквами
пал еоеврейскими.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ
Исследование религиозной жизни на Святой Земле на
рубеже двух Заветов всегда было одной из важнейших за-
дач библеистов, так как непонимание ее особенностей обыч-
но приводит к искаженному восприятию новозаветной ис-
тории. Для решения этой задачи привлекались данные
различных наук, в том числе археологии, однако лишь
теперь, после исследования рукописей Мертвого моря,
картину духовной жизни времен Второго Храма можно,
в основном, считать достаточно проясненной.
Религиозная жизнь послепленного Израиля радикаль-
но отличалась от той, что существовала до плена Вавилон-
ского. Как известно, после указа (539/538 до Р.Х.) царя
Кира II, позволившего израильтянам возвратиться на
родину, многие остались в Вавилоне, не желая потерять
имущество и лишиться определенного социального поло-
жения. Но не только это явилось препятствием к возвра-
щению: для иудея диаспоры не было безразлично поло-
жение дел в Иерусалиме, и притом не только потому,
что он туда направлял свои молитвы и свои материаль-
ные пожертвования, но и потому, что правильное от-
правление священного культа было для иудея диаспо-
ры едва ли не необходимее, чем для жителя Палестины.