76 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
региона (см.: Тураев Б. Очерк изучения финикийской
древности // ИО. 1893. Т. 6, отд. 1. С. 1-76), особенно их
религиозной составляющей (см.: Тураев Б. Финикий-
ская мифология // Финикийская мифология / Под общ.
ред. Ю. Довженко. СПб., 1999. С. 37-184), египетской
цивилизации (см.: Тураев Б. Новейшие успехи и совре-
менное состояние египтологии // ИО. 1897. Т. 9. С. 1-37),
общих проблем востоковедения (см.: Тураев Б.
Наука о Древнем Востоке за 1914-1916 гг. // ИИ. 1916,
№ 3-4. С. 88-112). Определенным итогом трудов проф.
Б. Тураева стали его лекции по истории Востока, печат-
ный вариант которых в советское время являлся одним
из немногих источников по библейской археологии (см.:
Тураев Б. История Древнего Востока: В 2 ч. 2-е изд.,
испр. СПб., 1913).
Начало XX в. ознаменовалось появлением трудов оте-
чественных хеттологов Я. Смирнова и Н. Марра, так^хсе
разрабатывавших темы библейской археологии. В целом
развитие отечественного востоковедения, не уступавше-
го европейскому, имевшего солидную учебную базу, соб-
ственные периодические издания и базировавшегося на
результатах археологических исследований, как зару-
бежных, так и — после раскопок начала XX в. в Закав-
казье — отечественных, стимулировало возникновение
отечественной библейской археологии.
ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ
АРХЕОЛОГИИ В КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
И РАЗРАБОТКА АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ В ТРУДАХ БИБЛЕИСТОВ
ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА
В Киевской Духовной Академии (КДА), где ранее, как
и в иных Духовных Академиях, сведения по библейской
археологии черпали либо из западных авторов — Ю. Велль-
гаузена, В. Новака, И. Бенцингера, либо из отечественных