ПРИЛОЖЕНИЕ
Смерть как наказание и смерть
как благодеяние согласно учению
преп. Максима Исповедника
(«Вопросоответы к Фалассию», 61)
Вряд ли будет преувеличением сказать, что главной пробле
мой бытия как всего человечества, так и каждой конкретной
личности является смерть. Она, с одной стороны, есть непре
ложный и неизбежный факт, а с другой, есть тайна и вечный
вопрос для всякого человека, приходящего в этот мир. Многие
и многие поколения людей пытались хотя бы приподнять по
кров этой тайны. И несмотря на то, что мысли человеческой,
как казалось, в ее языческом состоянии иногда удавалось при
близиться к решению вечной загадки см ерти1, подлинный ее
смысл обнаруживается лишь в свете Божественного Открове
ния. В Священном Писании и Священном Предании ясно обо
значены основные ориентиры раскрытия этого смысла. Здесь
четко показано, что смерть, как духовная, так и телесная2, яв
ляется результатом грехопадения прародителей; что, будучи на
казанием, она стала, тем не менее, и благом3; наконец, что Во
1 См. на сей счет краткий, но содержательный обзор в кн.: Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад, 1998, с. 5-44. В частности,
здесь отмечается значение Платона: «В знаменитом диалоге "Федон"
мы обнаруживаем все то, что смогла постичь и выразить о таинстве
смерти человеческая мысль вне Божественного Откровения, отнюдь
не решая при этом самой проблемы» (с. 28).
2 При многосмысленности понятия «смерть», прямое значение
его предполагает в первую очередь смерть телесную, которая «сдела
лась необходимым последствием грехопадения наших прародителей, с
одной стороны, потому что грех привнес в тело их разрушительное
начало болезней и изнеможения; а с другой — и потому, что Бог уда
лил их, по падении, от древа жизни, плодами которого они могли бы
поддержать свою жизнь навсегда» (Макарий,, митр. Православно-дог
матическое богословие, т. I. М., 1999, с. 490).
3 Хорошо эту общеизвестную мысль в святоотеческом богосло
вии выразил св. Кирилл Александрийский: «Человек в начале полу
475