КОММЕНТАРИИ
Слово о подвижнической жизни
1 Преп. Максим обозначает Промысел Божий как KonciXq,
указывая на его изменчивость и приспособляемость к каждому по
колению людей, т. е. гибкость в отношении к различным этапам
исторического бытия человечества.
2noXixelav; букв, «форму правления, государственное устрой
ство» (ср. «Град Божий» блаж. Августина). В патриотической ли
тературе данный термин весьма часто применялся именно к хрис
тианскому образу жизни и поведения. См.: Lampe G. W. Я. A Pat
ristic Greek Lexicon. Oxford, 1978, p. 1113—1114.
3 В данном случае христология рассматривается с нравственно-сотериологической точки зрения. Как отмечает П. Пономарев,
«святоотеческая христология представляет из себя замечательно
обдуманное истолкование воплощения Сына Божия и искупления
рода человеческого крестом Христа Спасителя. Одинаково встреча
ясь и в догматических, и в нравственных творениях св. отцев, эта
христология тем не менее неодинаково раскрывается под пером бо
гомудрых мужей: судя по тому, с какой точки зрения смотрят св.
отцы на христологию — с догматической или нравственной — фор
ма ее раскрытия принимает на себя ту или иную особенность, хотя
содержание везде остается тождественным самому себе. Если в дог
матических сочинениях истолкование христологии более всего (но
не исключительно) покоится на тех или иных изречениях Св. Пи
сания, которые по справедливости считаются несомненными пока
зателями истины, то в нравственных — на первое место чаще всего
выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотив
шая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению» (Понома
рев П. Догматические основы христианского аскетизма по творени
ям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899, с. 114).
4 Здесь ясно выражено одно из положений православной сотериологии: человек спасается через веру и дела. Причем «дела са
ми по себе, в качестве внешних поступков или отдельных подви
гов, не имеют в христианстве значения. Поведение здесь ценится
только, как выражение соответствующего настроения души, изве
стного направления воли» ( Сергий (Страгородский), архиеп. Пра
вославное учение о спасении. СПб., 1910, с. 236—237).
351