Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
КОММЕНТАРИИ

Слово о подвижнической жизни
1 Преп. Максим обозначает Промысел Божий как KonciXq,
указывая на его изменчивость и приспособляемость к каждому по­
колению людей, т. е. гибкость в отношении к различным этапам
исторического бытия человечества.
2noXixelav; букв, «форму правления, государственное устрой­
ство» (ср. «Град Божий» блаж. Августина). В патриотической ли­
тературе данный термин весьма часто применялся именно к хрис­
тианскому образу жизни и поведения. См.: Lampe G. W. Я. A Pat­
ristic Greek Lexicon. Oxford, 1978, p. 1113—1114.
3 В данном случае христология рассматривается с нравственно-сотериологической точки зрения. Как отмечает П. Пономарев,
«святоотеческая христология представляет из себя замечательно
обдуманное истолкование воплощения Сына Божия и искупления
рода человеческого крестом Христа Спасителя. Одинаково встреча­
ясь и в догматических, и в нравственных творениях св. отцев, эта
христология тем не менее неодинаково раскрывается под пером бо­
гомудрых мужей: судя по тому, с какой точки зрения смотрят св.
отцы на христологию — с догматической или нравственной — фор­
ма ее раскрытия принимает на себя ту или иную особенность, хотя
содержание везде остается тождественным самому себе. Если в дог­
матических сочинениях истолкование христологии более всего (но
не исключительно) покоится на тех или иных изречениях Св. Пи­
сания, которые по справедливости считаются несомненными пока­
зателями истины, то в нравственных — на первое место чаще всего
выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотив­
шая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению» (Понома­
рев П. Догматические основы христианского аскетизма по творени­
ям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899, с. 114).
4 Здесь ясно выражено одно из положений православной сотериологии: человек спасается через веру и дела. Причем «дела са­
ми по себе, в качестве внешних поступков или отдельных подви­
гов, не имеют в христианстве значения. Поведение здесь ценится
только, как выражение соответствующего настроения души, изве­
стного направления воли» ( Сергий (Страгородский), архиеп. Пра­
вославное учение о спасении. СПб., 1910, с. 236—237).
351