Комментарии
всех святых отцов о факте Воплощения как необходимой основе
обоживания (в любви это Воплощение все время продолжается и
не прекращается), т. е. разделял основное положение всей свято
отеческой сотериологии. См.: Попов И. В. Религиозный идеал свя
того Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904, с. 42—62;
Meyendorff J. New Life in Christ: Salvation in Orthodox Theology / /
Theological Studies, 1989, vol. 50, p. 489—490.
Мистагогия
1 Относительно личности этого «старца» высказываются са
мые различные предположения: некоторые ученые считают, что он
является просто литературной фикцией (наподобие Иерофея у
Дионисия Ареопагита), другие склоняются к тому мнению, что
здесь преп. Максим намекает на св. Софрония Иерусалимского. К
последнему мнению примыкали и мы (см.: Сидоров А. И. Некото
рые замечания к биографии Максима Исповедника / / Византий
ский Временник, 1986, т. 47, с. 116—118). Но в свете сирийской
биографии можно предположить, что преп. Максим, возможно,
имеет в виду личность своего наставника в юности — настоятеля
Лавры Пантолеона. Наконец, нельзя полностью исключить и гипо
тезу Т. Николау, что здесь речь идет о неком монахе Хрисопольского монастыря (или обители св. Георгия в Кизике). См.: Nikolaou Т. Zur Id en tit# at des makarios geron in der Mistagogia von
Maximus dem Bekenner / / Orientalia Christiana Periodica, 1983,
vol. 49, p. 407-418.
2 В данном случае преп. Максим использует известный еще в
античности образ «грязи». Обычно он связывался с термином
PopPopoq (у преподобного употребляется термин Хкщ — «ил, грязь,
тина»); в платонической традиции (сам Платон, Плутарх, Плотин
и др.) часто говорилось о «грязи», обозначающей человеческое те
ло в его материальности, пленницей которого была душа. У хрис
тианских авторов (Климент Александрийский, свв. Василий Вели
кий и Григорий Богослов) «грязь» становится символом не мате
рии, а страстей. Если в платонизме (и гностицизме) душа, подобно
золоту в грязи, не оскверняется соприкосновением с материей, то
в святоотеческой традиции «грязь» страстей подвергает как бы
«коррозии» и душу, образ Божий. См.: Aubineau М. Recherches
patristique. Amsterdam, 1974, p. 225—254.
3 Характерная для преп. Максима неоднозначность толкова
ния Св. Писания. С одной стороны, «нищий» в Пс. 112:7 соотно
сится с «нищими духом» (Мф. 5:3), т. е. с теми, кто лишен пороч
ности и зла; с другой стороны, «нищий» отождествляется с лишен
ными благодати, пребывающими во власти страстей и пороков.
406