Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
Комментарии

89 Говоря о пристальном наблюдении и изучении себя (глаго­
лы бкхакелтоцси, акояею), преп. Максим, думается, исходит из
евангельской притчи о бревне в собственному глазу (Мф. 7:3—5;
Лк. 6:42). Поиски сучка в глазу ближнего вызывают лишь его от­
ветную агрессию, отсюда и «напрасный вред», причиняемый нам
(он — «напрасен», поскольку мы сами провоцируем его).
90Опять используется различие «логоса—тропоса». Бог судит,
видя внутренний смысл происшедшего, а не обращает внимание на
внешнюю форму проявления.
91 Толкуя евангельский образ вдовы, преп. Максим стремится
проникнуть во внутренний, духовный смысл повествования о ней.
Отсюда отождествление вдовы с душой, ставшей на путь духовно­
го преуспеяния. Исходной точкой данного пути является «вдовст­
во» души, как бы обретение ею своей изначальной чистоты, кото­
рая делает душу неподвластной «ветхому» закону греховного чело­
вечества, пребывающего в своем «физическом» состоянии и обре­
мененного греховной телесностью, влекущей насилие, жестокость
и т. д. Посредством «делания» и «созерцания» душа освобождается
от данного закона, она постигает внутренние «логосы» мироздания
и, наконец, «ис-ступает» из всего мирского, чтобы соединиться с
Богом. Именно такое «ис-ступание» («экстаз») и соединение с Бо­
гом являются конечной целыо пути духовного преуспеяния.
92 Обычная для преп. Максима неоднозначность толкования
Св. Писания. Под «царским изображением» следует понимать «об­
раз Божий» в нас, который уравнивает всех людей: богатых и бед­
ных, преизбыточествующих духовными и душевными дарования­
ми и тех, кому они уделены в меньшей степени. И «дешевая леп­
та» последних, согласно преподобному, стоит порой куда больше,
чем обильные «таланты» последних.

Толкование на молитву Господню
1 Тон уничижения вообще характерен для многих творений и
посланий преп. Максима. Смирение является одной из главных
черт его личности. По словам автора грузинского «Жития», «сми­
рение его простиралось до того, что он считал себя хуже всех и, ес­
ли встречал монаха или мирянина меньше себя, то обращался с
ними как наименьший и непотребный» (Кекелидзе К. Сведения
грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике. Киев,
1912, с. 47).
2 Тема любви, являющаяся лейтмотивом всего творчества
преп. Максима, здесь представлена в динамике сопряжения фбро<;
— подос,. Эта любовь есть возвращение к исконному единству че­
ловеческой природы, разрушенному грехопадением Адама; она
420