Комментарии
89 Говоря о пристальном наблюдении и изучении себя (глаго
лы бкхакелтоцси, акояею), преп. Максим, думается, исходит из
евангельской притчи о бревне в собственному глазу (Мф. 7:3—5;
Лк. 6:42). Поиски сучка в глазу ближнего вызывают лишь его от
ветную агрессию, отсюда и «напрасный вред», причиняемый нам
(он — «напрасен», поскольку мы сами провоцируем его).
90Опять используется различие «логоса—тропоса». Бог судит,
видя внутренний смысл происшедшего, а не обращает внимание на
внешнюю форму проявления.
91 Толкуя евангельский образ вдовы, преп. Максим стремится
проникнуть во внутренний, духовный смысл повествования о ней.
Отсюда отождествление вдовы с душой, ставшей на путь духовно
го преуспеяния. Исходной точкой данного пути является «вдовст
во» души, как бы обретение ею своей изначальной чистоты, кото
рая делает душу неподвластной «ветхому» закону греховного чело
вечества, пребывающего в своем «физическом» состоянии и обре
мененного греховной телесностью, влекущей насилие, жестокость
и т. д. Посредством «делания» и «созерцания» душа освобождается
от данного закона, она постигает внутренние «логосы» мироздания
и, наконец, «ис-ступает» из всего мирского, чтобы соединиться с
Богом. Именно такое «ис-ступание» («экстаз») и соединение с Бо
гом являются конечной целыо пути духовного преуспеяния.
92 Обычная для преп. Максима неоднозначность толкования
Св. Писания. Под «царским изображением» следует понимать «об
раз Божий» в нас, который уравнивает всех людей: богатых и бед
ных, преизбыточествующих духовными и душевными дарования
ми и тех, кому они уделены в меньшей степени. И «дешевая леп
та» последних, согласно преподобному, стоит порой куда больше,
чем обильные «таланты» последних.
Толкование на молитву Господню
1 Тон уничижения вообще характерен для многих творений и
посланий преп. Максима. Смирение является одной из главных
черт его личности. По словам автора грузинского «Жития», «сми
рение его простиралось до того, что он считал себя хуже всех и, ес
ли встречал монаха или мирянина меньше себя, то обращался с
ними как наименьший и непотребный» (Кекелидзе К. Сведения
грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике. Киев,
1912, с. 47).
2 Тема любви, являющаяся лейтмотивом всего творчества
преп. Максима, здесь представлена в динамике сопряжения фбро<;
— подос,. Эта любовь есть возвращение к исконному единству че
ловеческой природы, разрушенному грехопадением Адама; она
420