Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
Комментарии

ма практически полностью повторяет высказывания Аммония
Александрийского (PG 85, 1389) — малоизвестного автора V—VI
вв., писавшего в основном экзегетические труды. Но вопрос о
«первенстве» и зависимости двух христианских авторов трудно ре­
шить в виду плохой изученности рукописной традиции сочинений
Аммония.
228 Понятие цштгц; в античности означало посвященного в
языческие мистерии. Начиная с Климента Александрийского, оно
вошло в лексику христианских писателей и стало иметь здесь не­
сколько основных значений, обозначая христианина, которому от­
крыта духовная истина; человека как духовного существа, облада­
ющего полнотой ведения и могущего толковать духовный смысл
Св. Писания; наконец, просто ученика [Христова] (см.: Lampe G.
W. Н. Op. cit., р. 893). У преп. Максима в данном случае под
ц/бслш подразумеваются христиане, достигшие самых высоких сту­
пеней духовного преуспеяния.

Послание к Иоанну Кубикуларию
1 Преп. Максим говорит о любви как о лйг|рсоцсс уоцог) кос!
т. е. исполняющей и восполняющей Ветхий Завет, кото­
рый не обладает этой полнотой Благовествования Христова. Близ­
кое по смыслу выражение встречается и у Оригена (PG И , 420):
а л о vo\iov кос! ярофтрхоу то5 гЬауугкхкоь лХтрсоцсс. Это качествен­
ное различие двух Заветов (естественно, при их преемственности)
оттеняет и схолия: «Потому что любовь даруется вместо закона и
пророков; от нее происходят все заповеди ( o i X o y o i m v evxoX cov), и
ею они единообразно объемлются». В тексте самого преп. Максима
сильнее, чем в схолии, подчеркивается момент преемственности:
«таинство любви» является «наследником» (бшбехешг) закона и
пророков.
2 Понятие лрссгжссЭеш почти совпадает по значению с «крото­
стью» (лраотгц;), оттеняя больше момент благородной сдержаннос­
ти, душевной щедрости и мягкости, неотделимый от подлинной
кротости. Именно поэтому преп. Максим в сочинении к «Феопемпту схоластику» и говорит о «навыке душевного благородст­
ва». Характерно, что и преп. Макарий Египетский также утвержда­
ет, что по мере продвижения души по пути добродетелей грех и
страсти в ней уменьшаются, и она начинает ощущать в себе «чув­
ство сердечной легкости и душевного благородства» (f) соовт^ац
еХссфроттугод кос! лрагжссЭегш;) (M a k a rio s / Sym eon. R eden und
Briefe. Bd. I. S. 213).
3 Букв, «не позволяет оставаться в неведении относительно
того, что нам сродно и соплеменио» (то оьуугчгс, кос! 6цо<ргЛоу).

npo
26

-

2682

401