Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
К ФЕОПЕМПТУ СХОЛАСТИКУ,

вопрошающему о «судье неправедном» (Лк. 18:6),
[а также о словах]: «Если кто ударит тебя по правой
щеке» (Лк. 6:29; Мф. 5:39) и «Не прикасайся ко Мне,
ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17)
Для кого Слово есть нечто поклоняемое, для тех и
жизнь, толковательница слова', есть нечто добродетельно
свершаемое, дабы они, восприняв от [духовного] делания пе­
чать истинного ведения, узнали благодаря испытанному, на­
сколько важнее быть, чем знать. И быть всегда [будет] важ­
нее и больше, чем знать, покуда благополучно не свершится
[полное] усвоение [подвизающихся] к Причине [всего]: усво­
ение, которое покоем ограничивает движение2, а непрелож­
ностью воли[страстные] порывы души; взамен им даруется,
вслед за благодатью, обожениенаграда за священное и бого­
подобное житие здесь. И ты, богохранимый владыка, премуд­
ро направляя к этому [свою] жизнь, стремишься добиться
того, что через Благость [Божию] предложено всем, но что
ускользает от всех в силу своей беспредельности. Ибо оно
иногда подстрекает [наше] стремление неописуемой и цвету­
щей Красотой, чтобы привлечь к себе; а иногда, чтобы вы­
школить [нас], изумлением пред сверхбеспредельным и бо­
жественным Величием хоронит пресыщенностьродительницу
гордыни и порождение разгульного веселья у тех, кто не ви­
дит впереди пламенный меч, поставленный вместе с Херуви­
мами [у сада Едемского] и обращающийся (Быт. 3:24)3, а
также у тех, кто приступает к добродетели без страха [Божия]. Но ты, приумножая скромность [свою] величием пре­
успеяния в прекрасном и твердо зиждясь [на вере], далеко
продвинулся по пути духовного совершенствования. И меня,
неизвестного и смиренного, удостоил своим знакомством,
способом, предоставленным природой: я имею в виду спосо­
274