Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
ДЕСЯТЬ ГЛАВ О ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКЕ

1. Тяжкие страдания святых есть арена борьбы зависти
и добродетели: зависть, чтобы одолеть, упорствует, а добро­
детель, чтобы остаться непокоренной, все переносит. И за­
висть борется, чтобы процветал порок через наказание преус­
певающих в добродетели, а добродетель противоборствует,
дабы стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и
страданиях*.
2. Подвиг добродетели есть постоянное борение в тру­
дах 2, и мужественно выдержавшим их он приносит побед­
ный венец — бесстрастие души, благодаря которому она, со­
единившись с Богом любовью, в своем внутреннем располо­
жении удаляется от тела и мира. Ибо телесные мучения ук­
репляют душу стойких3.
3. Изначала похищенные прелестью наслаждения, мы
предпочли смерть подлинно сущей жизни. И поэтому мы с
благодарением несем телесный труд, умерщвляющий это на­
слаждение, чтобы, самой кончиной его упразднив вместе с
ним и смерть, получить обратно вернувшуюся к нам жизнь,
[некогда] проданную наслаждению, а [теперь] выкупленную
малыми трудами плоти4.
4. Если плоть благоденствует, то обычно приумножается
сила греха. А поэтому ясно, что когда плоть страдает, добро­
детели, естественно, присуще возрастать. И мы должны му­
жественно переносить страдание плоти, поскольку оно очи­
щает скверну души и обеспечивает будущую славу5. Ибо ны­
нешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с
тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).
5. Врачи не исцеляют тело, предлагая всем одно и то же
лекарство, — и Бог не врачует болезни души одним только
способом исцеления, годным для всех, но делает [людей]
здоровыми, пользуясь лекарством, подобающим для каждого
в отдельности. И мы, исцеляемые, возблагодарим [Его], даже
349