Комментарии
ное (нравственное) любомудрие, естественное созерцание и таин
ственное (мистическое) богословие. Последняя часть в данном
случае называется «мистагогией», что еще раз подчеркивает тот
факт, что для преп. Максима вершины богословия доступны толь
ко в Церкви и через Церковь (ср. его одноименное произведение).
С другой стороны, данная трехчастность схемы позволяет преп.
Максиму глубже проникнуть в смысл истории. Он развивает рас
пространенное святоотеческое представление о христианах как
«третьем народе» (или «третьем роде»), наряду с иудеями и элли
нами. В эту традиционную схему им включаются и римляне — но
сители идеала государственности и мужественной доблести. Все
эти три народа объединил в Себе Христос, и тем самым христиан
ство представляется как синтез и завершение всех предшествую
щих духовных достижений человечества. Наконец, данная глава
проливает свет и на некоторые существенные аспекты экзегезы
преп. Максима как продолжателя традиций александрийской шко
лы. Не совсем точной представляется характеристика александ
рийской «аллегории» (в противоположность антиохийской «тео
рии») Д. Брека, говорящего, что она ищет смысл «за» словами Пи
сания, а не «в» и «через» исторические реалии, о которых свиде
тельствует Писание. Поэтому, согласно Д. Бреку, «аллегория» од
номерна, поскольку двигается от земного события к конечной ис
тине, которая исторически может быть полностью отрешенной от
этого события. — Рассматриваемая глава преп. Максима показыва
ет, что «аллегория» (или, точнее, «анагоге») стремится через исто
рические реалии проникнуть в вечный смысл Писания, который,
действительно, скрывается за этими реалиями. Она отрешается от
истории, как бы вобрав в себя «квинтэссенцию» ее, но не отчужда
ется от истории, как от чего-то инородного. См.: Breck J. Orthodoxy
and the Bible Today / / The Legacy of St Vladimir. Byzantium—
Russia—America. N. Y., 1990, p. 152—153.
Различные богословские и домостроительные главы
1 Преп. Максим использует для обозначения единства Ипос
тасей Св. Троицы термин <хицф1сс (букв, «сращенность»), который
употреблял до него и св. Григорий Богослов. См.: Gregoire de Nazianze. Discours 32—37, p. 94.
2 В данной главе приводится образец того апофатического бо
гословия, к которому преп. Максим не раз обращается в своих тво
рениях. Характерно упоминание о «движении», которое, согласно
преподобному, есть сущностное свойство тварной природы. Бог же,
как приводящий все в движение, но Сам не приводимый в движе
466