Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
СЛОВО О ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ жизни
1. Брат вопросил старца: «Прошу тебя, отче, скажи мне:
какова была цель Вочеловечивания Господа?»
Старец ответил: «Удивляюсь тебе, брат, что, слыша каж­
дый день символ веры, ты спрашиваешь меня об этом. Но,
тем не менее, говорю тебе: целью Вочеловечивания Господа
было наше спасение».
Брат сказал: «Как говоришь, отче?»
Старец ответил: «Поскольку человек, изначала будучи
сотворен Богом и помещен в раю, преступил заповедь, под­
пав [власти] смерти и тления; а затем, ведомый многоразлич­
ным Промыслом Божиим во всяком роде и роде \ упорство­
вал, преуспевая в худшем и будучи приводимый от пестрых
страстей плоти к безнадежному [разочарованию] в жизни, —
то ради этого единородный Сын Божий, предвечное Слово,
[рожденное] от Бога Отца, Источник жизни и бессмертия,
явился нам, седящим во тьме и сени смертной, воплотив­
шись от Духа Святого и Святой Девы. Он показал нам образ
жизни2 боговидного жития, даровал святые заповеди, обещав
Царство Небесное живущим по ним и пригрозив вечными
карами за преступление их. И спасительную страсть претер­
пев, и из мертвых воскреснув, Он даровал нам надежду вос­
кресения и вечной жизни, послушанием расторгнув осужде­
ние прародительского греха и смертью упразднив державу
смерти, дабы как в Адаме все умирают, так в Нем все ожи­
вут (1 Кор. 15:22). Взойдя же на небеса и сев одесную Отца,
Он ниспослал Духа Святого в залог жизни [вечной], в про­
свещение и освящение душ наших и в помощь подвизаю­
щимся ради своего спасения и [стремящимся] соблюсти за­
поведи Его. Такова, если кратко сказать, цель Вочеловечива­
ния Господа»3.
2. Брат сказал: «Какие заповеди я должен сотворить, от­
че, дабы через них быть спасенным? Хочу услышать об этом
вкратце».
109