Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
РАЗЛИЧНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ
ИДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ

1. Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо —
Святая Триипостасная Единица, Отец и Сын и Святой Дух;
беспредельное единство Трех Беспредельных'. Смысл и об­
раз бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совер­
шенно недоступны для сущих. Ибо Она ускользает от всяко­
го мышления мыслящих, никоим образом не выходит из
Своей сокрытой природной сущности и беспредельно про­
стирается за границы всякого ведения всех знаний.
2. То, что по сущности есть подлинное Благо, не являет­
ся ни Началом, ни Концом, ни Причиной бытия; Оно не об­
ладает по бытию и каким-либо движением к Причине. А не
обладающее всем этим не есть в подлинном смысле слова и
Сущее, которое имеет и Начало, и Конец, и Причину бытия,
и обладает неким движением к Причине2.
3. Если Слово предшествует творению сущих3, то не
было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно
не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью, по­
скольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущност­
ным образом, то есть Отца4, и Жизнь, то есть Святой Дух,
[также] существующую сущностным образом и сосуществую­
щую с Ним.
4. Един Бог, единого Сына Родитель, Отец, и единого
Святого Духа Источник; Единица неслиянная и Троица не­
раздельная; Ум безначальный, единственный и сущностным
образом [сущий] Родитель единственного и безначального
Слова; Источник единственной и вечной Жизни, то есть
Святого Духа.
5. Един Бог, потому что едино Божество. Единица без­
начальная, сверхсущностная, неделимая и нераздельная. Та
же Самая Единица и Троица, и так далее.
6. Если всякая сопричастность постигается мыслью
343