Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ ГОСПОДНЮ

Пролог. Я принял самого Богохранимого Владыку, явив­
шегося ко мне в своих почтенных письмах; духом он всегда
[при мне] и никогда не может отсутствовать, но при этом,
вследствие богатства добродетели своей по причинам, вло­
женным Богом в саму природу [его], он не уклоняется от то­
го, чтобы богоподражательно общаться со своими рабами ‘.
Поэтому, удивляясь величию снисходительности его, я сме­
шал страх свой пред ним с влечением к нему, и из этих двух
чувств, из страха и влечения, а также из почтения и благово­
ления, у меня образовалась единая любовь. Таким образом,
страх мой перед ним, соединяясь с влечением к нему, не пе­
рейдет в ненависть, а к тому же влечение это, соединяясь с
благоразумным страхом, не превратится в пренебрежение; но
любовь, будучи законом, усвояет себе из страха и расположе­
ния только то, что по природе сродно ей, и вместе с тем, рас­
положением она убивает ненависть, а почтительным страхом
далеко изгоняет пренебрежение2. Блаженный Давид, пони­
мая, что страх, преимущественно перед другими чувствами,
входит в состав любви к Богу, говорит: Страх Господень
чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10); очевидно, что он от­
личает этот страх от другого, то есть от страха наказания за
грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняет­
ся из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об
этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Ио­
анн, говоря: Любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18). А этот
страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в
сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной
у святых людей, посредством благоговейного стыда, их лю­
бовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как свя­
щенное установление и как образ жизни.
Таким образом, и я, как было сказано выше, смешав
свой страх с влечением к моему Владыке, до сего дня управ­
251