Комментарии
осуществлением того, что в Ветхом Завете и иудаизме было лишь
«образно» намечено. Естественно, что при этом, как говорит св. Ио
анн Златоуст, «образу необходимо быть несовершеннее истины; ес
ли бы он был вполне совершенным, то он был бы уже не тению,
(которая) предшествует, но истиною, (которая) потом приходит,
(скрытая в) тени и являет чистый предмет» (цит по: Поликарпов Д.
Предъизображеиие Иисуса Христа в ветхозаветных пророчествах и
прообразах по святоотеческому пониманию их. СПб., 1903, с. 59).
22 Целесообразно привести рассуждение Оригена на сей счет:
«В отношении к Спасителю Параклет означает, кажется, ходатая,
— так как по-гречески „параклет“ означает то и другое, и ходатая,
и утешителя. Действительно, последующее изречение: „и Той есть
очищение о гресех наших“, повидимому, дает основание понимать
имя Параклета, по отношению к Спасителю, в значении ходатая,
ибо Он, — говорится, — умоляет Отца за наши грехи. В отноше
нии же к Св. Духу имя Параклета нужно понимать в том смысле,
что он подает утешение душам, которым открывает разумение ду
ховного знания» ( Оригеп. О началах. Казань, 1899, с. 139—140).
Именно в этом смысле употребляет здесь понятие «Параклет»
применительно ко Христу и преп. Максим.
23 Преп. Максим в данном случае несколько перефразирует
известный святоотеческий сотериологический принцип: «Бог стал
человеком, чтобы человек стал богом». Он четко выражен свв.
Иринеем Лионским, Афанасием Александрийским, Григорием Бо
гословом и положен в основу всего православного учения о спасе
нии. См.: Попов И. В. Идея обожения в древней восточной Церкви
/ / Вопросы философии и психологии, 1909, № 97, с. 165.
24 Ср. у св. Марка Подвижника: «Покаяние же, как полагаю,
не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами, но совер
шается посредством заповедей Христовых, соразмерно с оными»
(Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника
Нравственно-подвижнические Слова. Сергиев Посад, 1911, с. 64).
25 Понятие 5роцо<; у некоторых отцов Церкви (например, у
преп. Иоанна Лествичиика) метафорически означало монашескую
жизнь. (См.: Lampe G. W. Я. Op. cit., р. 388.) Именно такой смысл,
скорее всего, данный термин имеет и в настоящем случае.
Главы о любви
1 Схолия: «Мы не можем воспитывать ни словами, ни делами;
или, если сами можем быть научаемы, то (других) начинаем вос
питывать (лишь) словами, [по поговорке]: „Других лечат, а сами
все в язвах“. Знай, что не все легко достижимо для желающих, да
же если и кажется таковым. И разве не вызывают удивления те,
354