Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
Комментарии

едином, высшем и владычествующем «Смысле-Логосе» (Слове БожиемУ
*3 Подразумеваются умозрения, относящиеся к сферам нрав­
ственного любомудрия («практического делания»), естественного
созерцания и таинственного богословия.
24 В «Септуагинте» и у преп. Максима стоит оЪцуцогх, что оз­
начает буквально «приведет, проведет».
25 Мысль преп. Максима заключается, видимо, в том, что
нравственное любомудрие («делание») как бы «воссозидает» и
преображает телесную природу человека, которая становится до­
стойным храмом Св. Духа.

Тлавы о богословии и о Домостроительстве воплощения
Сына Божия
1 Иначе говоря, Бога нельзя мыслить в категории времени
или качества.
2 Другими словами, Бог не обладает своим физическим обра­
зом (обликом), т. е. не проявляется телесно и зримо (ек <рг)спкг|<;
ецфссаесо^).
3 Речь идет о триаде оЪо'т — 5г>уссцк; — evepyeicc; предпосыл­
ки этого учения были заложены еще в античной философии, но в
своей полноте оно было развито в патристической традиции,
прежде всего у Дионисия Ареопагита и Иоанна Скифопольского,
от которых и зависит преп. Максим. См.: Scherwood P. The Earlier
Ambigua, p. 103—123.
Преп. Максим здесь несколько изменяет вышеуказанную
триаду, которая предстает как «сущность—движеиие—действие
(энергия)». Движение есть «середина», ибо оно возникает в сущ­
ности (потенциально содержась в ней) и влечет действие, которое
является как бы «осуществлением» сущности.
5 Действие есть завершение (xeXoq — конец) возникшего в
сущности движения. Под «логосом», ограничивающим это дейст­
вие, следует, видимо, понимать ту внутреннюю идею (или прин­
цип), которая определяет это действие.
с Возможно, преп. Максим здесь имеет в виду первую и вто­
рую сущность Аристотеля.
Глагол \>лер8г>уаце1 в смысле «обладать силой, превышаю­
щей всякую силу», применял -в отношении Бога Дионисий Ареопагит. Леонтий Иерусалимский также высказывался о «сверхмощной
силе чудотворения», подразумевая божественную природу Христа
(см.: Lampe G. W. Я. Op. cit., р. 1438). Преп. Максим, говоря о
гжер5г)уацву0<; йбргклд, вероятно, зависит от них.
436