Комментарии
едином, высшем и владычествующем «Смысле-Логосе» (Слове БожиемУ
*3 Подразумеваются умозрения, относящиеся к сферам нрав
ственного любомудрия («практического делания»), естественного
созерцания и таинственного богословия.
24 В «Септуагинте» и у преп. Максима стоит оЪцуцогх, что оз
начает буквально «приведет, проведет».
25 Мысль преп. Максима заключается, видимо, в том, что
нравственное любомудрие («делание») как бы «воссозидает» и
преображает телесную природу человека, которая становится до
стойным храмом Св. Духа.
Тлавы о богословии и о Домостроительстве воплощения
Сына Божия
1 Иначе говоря, Бога нельзя мыслить в категории времени
или качества.
2 Другими словами, Бог не обладает своим физическим обра
зом (обликом), т. е. не проявляется телесно и зримо (ек <рг)спкг|<;
ецфссаесо^).
3 Речь идет о триаде оЪо'т — 5г>уссцк; — evepyeicc; предпосыл
ки этого учения были заложены еще в античной философии, но в
своей полноте оно было развито в патристической традиции,
прежде всего у Дионисия Ареопагита и Иоанна Скифопольского,
от которых и зависит преп. Максим. См.: Scherwood P. The Earlier
Ambigua, p. 103—123.
Преп. Максим здесь несколько изменяет вышеуказанную
триаду, которая предстает как «сущность—движеиие—действие
(энергия)». Движение есть «середина», ибо оно возникает в сущ
ности (потенциально содержась в ней) и влечет действие, которое
является как бы «осуществлением» сущности.
5 Действие есть завершение (xeXoq — конец) возникшего в
сущности движения. Под «логосом», ограничивающим это дейст
вие, следует, видимо, понимать ту внутреннюю идею (или прин
цип), которая определяет это действие.
с Возможно, преп. Максим здесь имеет в виду первую и вто
рую сущность Аристотеля.
Глагол \>лер8г>уаце1 в смысле «обладать силой, превышаю
щей всякую силу», применял -в отношении Бога Дионисий Ареопагит. Леонтий Иерусалимский также высказывался о «сверхмощной
силе чудотворения», подразумевая божественную природу Христа
(см.: Lampe G. W. Я. Op. cit., р. 1438). Преп. Максим, говоря о
гжер5г)уацву0<; йбргклд, вероятно, зависит от них.
436