Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
ГЛАВЫ О ЛЮБВИ

Пролог к Елпидию
Кроме «Слова о подвижнической жизни» посылаю тебе,
честный отче Елпидий, еще и сочинение «О любви» в равно­
численных четырем Евангелиям сотницах глав. Оно, быть
может, не соответствует твоему ожиданию, но мы сделали
все, что в наших силах. Впрочем, да будет известно твоей
святости, что данное произведение не есть плод моей мысли:
я прочитал творения святых отцов и собрал из них то, что
направляет ум к моему предмету. И пространные рассужде­
ния я свел в немногие краткие главы, чтобы они были легко
обозримыми и лучше запоминались. Посылая их к твоему
Преподобию, прошу читать благосклонно, ища одной пользы,
не обращать внимания на неизысканность слога и молиться
обо мне, недостойном и лишенном всякого плода духовного.
Прошу также не думать, будто [это сочинение] написано,
чтобы докучать [вам]: я лишь выполнял порученное мне. Го­
ворю сие, ибо ныне нас, докучающих речами, много, но мало
тех, кто воспитывают и сами воспитываются делами'. [Еще
прошу] со всем усердием вникнуть в [смысл] каждой главы.
Ибо думаю, что не все для всех удобопонятно, но многое от
многих потребует еще дополнительного исследования, хотя и
кажется сказанным очень просто. Возможно, в этих главах
обнаружится и что-то полезное для души. Но, конечно, это
откроется по благодати Божией для того, кто будет читать их
с мыслями, далекими от излишней пытливости2, со страхом
Божиим и любовью. А кто обращается к этому или другому
какому-либо произведению не ради духовной пользы, а стре­
мится выискать [неудачное] выражение в укор писателю и
тщеславно показать себя более мудрым, чем он, тому нигде,
никогда и ничто полезное не откроется.
136