Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
МИСТАГОГИЯ

Введение
Каким образом мудрый, получив наставление, становит­
ся мудрее, а праведный, приумножив знание, становится зна­
ющим, согласно божественной притче (Притч. 9:9), — это ты
сам, мой достопочтеннейший из всех, ясно показывал своим
опытом, делом преподав то, на что намекает Слово Божие.
Ибо услышав однажды, как я мимоходом и кратко, насколь­
ко мог, излагал прекрасные, таинственные и в высшей степе­
ни поучительные толкования некоего великого старца \ ис­
тинно мудрого в отношении к [вещам] божественным, о Свя­
той Церкви и о совершающемся в Ней священном Собрании,
— ты настоятельно просил меня составить для тебя письмен­
ное изложение этих толкований. Ты хотел иметь сочинение
как снадобье против забвения, укрепляющее память, которая,
как говорил ты, во времени имеет своего естественного губи­
теля. По твоим словам, время с помощью забвения может не­
заметно смыть и совершенно изгладить отпечатки и образы
прекрасных вещей, сокрытые в нашей памяти. Поэтому она
непременно нуждается в средстве обновления ее, благодаря
которому силе слова, всегда пребывающей в цветущем состо­
янии, присуще сохранять память неизменной и неистощи­
мой. Насколько мудрее стремление к неуничтожимой со­
хранности услышанного, чем желание просто слушать, знает,
конечно, всякий человек, который хоть немного печется о
благородстве речи и не чужд совершенно близости слову.
Но я сначала, честно говоря, уклонялся от предложения.
Не потому, что не хотел, возлюбленные, дать вам, любым пу­
тем и по мере моих сил, любезное сердцу вашему, но потому,
что не был причастником благодати, руководящей в таких
делах людьми достойными, а также поскольку не обладаю
надлежащим навыком в обращении со словом. Ибо я воспи­
14*

211