Избранные творения преподобного Максима Исповедника

Сидоров А. И.

Избранные творения преподобного Максима Исповедника. -М.:Паломникъ, 2004

Книга представляет собою том избранных творений преподобного Максима Исповедника. В нее входят переводы следующих произведений выдающегося отца Церкви VII века: «Слова о подвижнической жизни», «Глав о любви», «Послания к Иоанну Кубикуларию о любви», «Мистагогии», «Толкования на Молитву Господню», «К Феопемпту схоластику», «Толкования на 59 псалом», «Глав о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия», «Различных богословских и домостроительных глав» и «Десяти глав о добродетели и пороке». Все эти переводы снабжаются обширными комментариями. Кроме того, переводы предваряются солиднейшим введением, под названием «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество». Издание подготовлено известным русским православным патрологом, профессором Московской Духовной Академии, доктором церковной истории А. И. Сидоровым.

2004

Содержание

А.И.Сидоров. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество

Преподобный максим исповедник

Комментарии

Приложение. А.И.Сидоров. Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61)

OCR
ТОЛКОВАНИЕ НА 59 ПСАЛОМ

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Дави­
ду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию
Совалъскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Со­
лей, 12 тысящ.
Псалом ссй надписывается: В конец, о изменитися хотя­
щих потому что в конце времен вследствие пришествия Хрис­
това происходит, но добровольному изволению и выбору
[каждого], изменение и переход людей от неверия к вере, от
порочности к добродетели и от неведения к ведению Бога; а
также потому что затем при свершении веков благодаря Тому
же Спасителю и Богу нашему, произойдет, посредством чаемого Воскресения, всеобщее и естественное в благодати об­
новление и изменение всего рода человеческого из смерти и
тления в жизнь вечную и нетление. В столпописание Давиду
— то есть Самому Христу, потому что благодаря божественно­
му Воплощению Его, подобному столпу, уже произошло в
Нем как в Родоначальнике и Спасителе, а вслед за Ним и в
благочестиво живущих по Христу, уничтожение порочности; а
также потому что через Него еще произойдет полное истреб­
ление смерти и тления. В научение, внегда сожже средоречие
Сирийское \ и Сирию Совалъскую — псалом надписывается в
научение нам, которые изменяются и будут изменяться (ясно,
что речь идет о достохвальном и божественном изменении)
духовным Давидом, то есть Христом Богом [нашим]. Ибо
только Он один есть истинный Царь Израиля, видящего Бога,
поскольку является Губителем всякой злобы и неведения, а
также Победителем всякого времени и естества, через кото­
рые возникает порочность в нас. Он сожже Средоречие, обща­
ясь с нами через плоть2, то есть сжег [наше] состояние пороч­
ности, затопляемое противоестественными плотскими страс­
тями. И Сирию Совалъскую, то есть [наше греховное] душев­
ное предрасположение, порабощаемое временем или же пре280