Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА о томъ, что не безопасно дм слушателей молчать о ска¬
занномъ въ церкви, и для чего Дѣянія читаются въ пятидесятницу,
и почему Христосъ по воскресеніи являлся не всѣмъ, и о томъ,
что яснѣе лицезрѣнія Онъ представилъ доказательства во¬
скресенія посредствомъ знаменій апостоловъ. 1. Большую часть долга, который мы приняли на себя по над- »7
писанію Дѣяній Апостольскихъ, мы уплатили вамъ въ пред¬
шествовавшіе дни; но такъ какъ еще остался отъ него небольшой
остатокъ, то я рѣшился уплатить вамъ и его сегодня. А тща¬
тельно ли вы храните сказанное и съ великою ли ревностію со¬
блюдаете, объ этомъ знаете вы, получившіе серебро и имѣющіе
отдать въ этомъ серебрѣ отчетъ Господу въ тотъ день, когда тѣ,
которымъ ввѣрены таланты, будутъ призваны и станутъ давать
отчетъ,—когда Христосъ, пришедши, потребуетъ это серебро отъ
торговцевъ съ приращеніемъ. Подобагие убо тебѣ, сказалъ Господь,
вдати сребро Мое торжникомъ: и пришедъ Азъ взялъ былъ его съ ли¬
хвою (Матѳ, ххѵ, 27). О, великое и неизреченное человѣколюбіе
Владыки! Запрещая людямъ брать лихву, Онъ самъ требуетъ ли¬
хвы. Почему? Потому, что та лихва неодобрительна и достойна
осужденія, а' эта похвальна и достойна великаго одобренія. То
приращеніе, разумѣю денежное, причиняетъ вредъ и получающему
и дающему, губитъ душу получающаго и увеличиваетъ бѣдность
дающаго. Подлинно, что можетъ быть жесточе того, когда кто-ни¬
будь извлекаетъ для себя выгоду изъ бѣдности ближняго и поль¬
зуется несчастіями братій; когда кто-нибудь, показывая видъ че¬
ловѣколюбія, оказываетъ всякое безчеловѣчіе, и, невидимому про¬
стирая руку, ввергаетъ въ пропасть нуждающагося въ помощи?
Что дѣлаешь ты, человѣкъ? Не для того пришелъ къ твоимъ
дверямъ бѣдный, чтобы ты увеличилъ его бѣдность, но чтобы ты
избавилъ его отъ бѣдности, а ты дѣлаешь то же, что дѣлаютъ
примѣшивающіе ядъ къ лѣкарствамъ. Какъ тѣ, примѣшивая ядъ 98
къ обыкновенной пищѣ, дѣлаютъ незамѣтнымъ свой умыселъ,
такъ и эти, подъ видомъ человѣколюбія скрывая гибельное ли¬
хоимство, не даютъ замѣтить вредъ имѣющимъ пить это смер¬
тоносное лѣкарство. Поэтому благовременно приложить сказанное
о нѣкоторомъ грѣхѣ и къ тѣмъ, которые отдаютъ въ ростъ и бе¬
рутъ взаймы. Что же сказано объ этомъ грѣхѣ? На время, сказано,
наслаждаетъ гортань: послѣди же горчае желчи обрящеши и изощ-