Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
120 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГ0. была дѣятельность природы: и—Богъ явилъ Свою силу. Вотъ мы
и кончили изъясненіе имени Исаака. Остается перейти къ Аврааму,
сынамъ Зеведеовымъ и Петру; но, чтобы не наскучить вамъ про*
должительностію, отложимъ это до другой бесѣды, и окончимъ
слово, попросивъ васъ, рожденныхъ по (образу) Исаака, подражать
кротости, скромности, и всякой другой добродѣтели Исаака, что¬
бы, молитвами этого праведника и всѣхъ этихъ предстоятелей,
всѣ мы могли войти въ нѣдра Авраамовы по благодати и чело¬
вѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго и съ
Которымъ слава, честь и держава Отцу, со Святымъ и Животво¬
рящимъ Духомъ, нынѣ п присно, н во вѣки вѣковъ. Аминь. Б E С Ъ Д А къ упрекавшимъ за обширность вступленій, и о томъ, что тер¬
. пѣть упреки полезно; также, для чего Павелъ переименованъ
не тотчасъ, какъ только увѣровалъ,—что эта перемѣна произо¬
шла съ нимъ, не по принужденію, но по свободной волѣ его;
и на слова: Савле, Савле, что Мя гониши (Дѣян. IX, 4). ізі 1. Нѣкоторые изъ любезныхъ нашихъ (слушателей) стали
упрекать насъ за то, что мы очень распространяемъ вступленія
своихъ поученій; а справедливо, или несправедливо стали упре¬
кать, это узнаете вы тогда, какъ выслушаете и наше оправданіе,
и затѣмъ произнесете судъ какъ бы во всенародномъ суднлшцѣ.
Я, съ своей стороны, еще не входя въ объясненіе этого дѣла
приношу имъ благодарность за упреки, потому что эти упреки
происходятъ отъ добраго, а не отъ злого расположенія; а я могу
сказать о себѣ, что люблю любящаго меня не тогда только, какъ
онъ хвалитъ, но—и когда упрекаетъ меня и исправляетъ. Хва¬
литъ безъ разбора все, доброе и худое, свойственно не другу, но
льстецу и насмѣшнику; напротивъ, хвалить за доброе дѣло, и
упрекать за проступокъ — вотъ долгъ друга и доброжелателя. И
чтобы вамъ увѣриться, что безъ разбора хвалить все и прослав¬
лять за все, свойственно не другу, но обманщику, (вотъ что) го¬
воритъ Богъ: людіе мои, блажащій васъ мстятъ вы, и стези ногъ
вашихъ возмущаютъ (Ис. ш,. 12). Итакъ, не люблю врага и тогда,
какъ онъ хвалитъ (меня); люблю друга, и когда онъ упрекаетъ.
Тотъ, хоть и цѣлуетъ меня, противенъ; этотъ, хоть уязвляетъ меня,