Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА по прочтеніи мѣста: Савлъ же еще дыхая прощеніемъ и убій¬
ствамъ (Дѣян, хі, 1), когда всѣ ожидали, что будетъ сказана
бесѣда на начало іх гл. Дѣяній,—о томъ, что призваніе Павла
есть доказательство воскресенія. 1. Можно ли это снести? Можно ли стерпѣть? Собраніе у насъ на
съ каждыхъ днемъ становится меньше. Городъ полонъ людей, а
церковь пуста; площадь, театры и портикъ полны, а домъ Божій
пусть. А лучше, если сказать правду, городъ пустъ, а церковь
полна людей. Людьми называть должно не тѣхъ, которые на пло¬
щади, а васъ, которые въ церкви; не тѣхъ безпечныхъ, а васъ-
усердныхъ; не тѣхъ, которые пристрастились къ житейскому, а
васъ, которые житейскому предпочитаете духовное. Не тотъ чело¬
вѣкъ, у кого есть тѣло и голосъ человѣческій, а тотъ, у кого 114
есть душа человѣческая и душевное настроеніе. А о душѣ чело¬
вѣческой ничто такъ не свидѣтельствуетъ, какъ любовь къ слову
Божію; равно ничто такъ не показываетъ и не обличаетъ души
скотоподобной и неразумной, какъ пренебреженіе къ слову Божію.
Хочешь знать, что небрегущіе о слышаніи слова Божія, этимъ
небреженіемъ, потеряли человѣчество (то «!ѵ<п dlvBpwmi), и утра¬
тили самое природное достоиство свое? Скажу вамъ не свое слово,
но пророческое реченіе, подтверждающее мою мысль, чтобы вы
видѣли, что нелюбящіе духовныхъ словъ не могутъ быть и
людьми, чтобы вы видѣли, что городъ у насъ обезлюдѣлъ. Громо¬
гласнѣйшій Исаія, этотъ созерцатель чудныхъ видѣній, удостоив- ш
пгійся еще во плоти видѣть серафимовъ и слышать ту таинствен¬
ную пѣснь,—онъ, вошедши въ многолюдную столицу іудейскую,
то есть, въ Іерусалимъ, стоя на срединѣ площади, тогда какъ
окружалъ его весь народъ,—желая показать, что не слушающій
пророческихъ словъ не-человѣкъ, взывалъ такъ: пріидохъ, и не
бяше человѣка; звахъ, и не бѣ послушающаго (Ис. L, 2). И въ до¬
казательство, что онъ сказалъ это, не по совершенному недостатку
присутствующихъ, но изъ-за безпечности слушателей, послѣ словъ:
пріидохъ, и не бяше человѣка, прибавилъ: и не бѣ послушающаго.
Стало быть, присутствующіе были, только не считались присут¬
ствующими, потому что не слушали пророка. Поэтому онъ, какъ
пришелъ, и не бяше человѣка, звалъ, и не бѣ послушающаго, обра¬
щаетъ рѣчь въ стихіямъ, и говоритъ: слыши, небо, и внуши, звмле
(Ис. і, 2). Я, говоритъ, посланъ къ людямъ,—къ людямъ, имѣю¬
щимъ умъ; но такъ какъ нѣтъ у нихъ ни разсудка, ни чувства,