Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕС'ЙДА, содержащая порицаніе не бывшихъ въ церкви и увѣщаніе къ
бывшимъ о томъ, чтобы заботились о братіяхъ; также на начало
посланія къ Кориноянамъ: Павелъ званъ (1 Кор. i, 1), и о сми¬
ренномудріи. 14Я—1. Когда посмотрю на вашу малочисленность и вижу, что наше
стадо уменьшается въ каждое собраніе, то и скорблю, и радуюсь: ра¬
дуюсь изъ-за васъ, которые здѣсь теперь; скорблю изъ-за тѣхъ,
которыхъ здѣсь нѣтъ. Вы достойны похвалъ за то, что не стали
безпечнѣе и отъ малочисленности; они заслуживаютъ порицанія за
то, что не возбуждаются къ усердію и вашею ревностію. Поэтому
и называю васъ счастливыми и блаженными за то, что вамъ ни¬
сколько не повредила безпечность тѣхъ; а тѣхъ почитаю жалкими
и оплакиваю за то, что имъ не принесла никакой пользы ваша
ревность. Не слышали они, что говоритъ пророкъ: шволихъ приме-
татися въ дому Бога паче, неже жити ми въ селеніихъ гртыиничихъ
(Псал. ьхххш, 11). Не сказалъ: изволихъ окить въ дому Бога моего,
ни: обитать, ни: войти, но: шволихъ приметатиея. Я радъ, гово¬
рить, быть и въ числѣ послѣднихъ; доволенъ буду и тѣмъ, если
145 удостоюсь войти въ преддверіе; почту за величайшій даръ, если
меня поставятъ между послѣдними въ домѣ Бога моего. Любовь
усвояетъ себѣ общаго всѣхъ Господа: такова уже любовь. Въ дому
Бога моего. Любящій желаетъ видѣть не только самого любимаго,
и не только домъ его, но и преддверіе; и не только преддверіе
дома, но и самую улицу и переулокъ *); и если увидитъ
хоть одежду или обувь друга, думаетъ, что предъ нимъ самъ
другъ его. Таковы были пророки: такъ какъ они не видѣли без¬
тѣлеснаго Бога, то взирали на храмъ, и въ немъ представляли
себѣ присущимъ самого Бога. Изволихъ приметатиея въ дому Бога
моего паче, неже жити ми въ селеніихъ грѣшничихъ. Всякое мѣсто,
всякій домъ,—будетъ ли. то судилище, или сенатъ, или частный
домъ,—въ сравненіи съ домомъ Божіимъ, есть селеніе грѣшни¬
ковъ, потому что хоть и тамъ бываютъ молитвы и моленія, но не¬
избѣжно бываютъ также раздоры, и ссоры, и брани, и совѣщанія
о житейскихъ дѣлахъ: а этотъ домъ (Божій) чистъ отъ всего
этого. Вотъ почему тѣ мѣста—селенія грѣшниковъ, а это—домъ
Божій. И какъ пристань, защищенная отъ вѣтровъ и волнъ, даетъ х) Гдѣ т. е* домъ любимаго человѣка.