Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
436 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАНПА ЗЛАТОУСТА ГО. СЛОВО о возвращеніи св. Іоанна изъ Азіи въ Константинополь *). 1. Моисей, великій рабъ Божій, глава пророковъ, перешедшій
море, потрясавшій воздухомъ, доставлявшій (чудныя) снѣди, бро¬
шенный родительницею и спасенный гонительницею, — потому что
родила его мать, а унесла и воспитала египтянка, — воспитывав¬
шійся въ Египтѣ, а обитавшій на небѣ, воздвигшій столь великіе
и славные трофеи, атоть великій и дивный мужъ, оставивъ народъ
свой на сорокъ дней, нашелъ его устроившимъ идола и произво¬
дившимъ возмущенія. А я не былъ здѣсь не сорокъ только дней,
но и пятьдесятъ, и сто, и болѣе, и нашелъ васъ радующимися и
пребывающими въ истинѣ и въ страхѣ Боясіемъ. Неужели же я
выше Моисея? Нѣтъ; сказать это было бы крайне безумно. Но на¬
родъ этотъ выше того народа. Поэтому Моисей, сойдя съ горы уко¬
рялъ Аарона за народное возмущеніе и гнѣвно осуждалъ его, за¬
чѣмъ онъ уступилъ волѣ толпы; а я, прибывъ къ вамъ, воздамъ
вамъ похвалы и вѣнки. Гдѣ вѣроломство, тамъ необходимо слѣду¬
етъ обвиненіе и укоризна; а гдѣ исправность, тамъ — одобренія,
похвалы и вѣнки. Хотя и долгое время провелъ я вдали отъ васъ,
но не жалѣю о томъ: я полагался на силу вашей любви и непороч¬
ность вашей вѣры; я зналъ, что обрученная мнѣ жена крѣпка въ своей
чистотѣ. Какъ обыкновенно бываетъ въ мірскомъ супружествѣ?
Когда мужъ знаетъ, что жена его безстыдна, то онъ не позволяетъ
ейа и выглянуть изъ дома, и когда принужденъ бываетъ совершить
путешествіе, то, побуждаемый какъ бы какимъ жаломъ подозрѣнія,
старается возвратиться скорѣе. А у кого жена воздержна и чиста,
тотъ спокойно медлитъ внѣ дома, полагаясь на вѣрность жены,
какъ на достаточное обезпеченіе семейнаго очага. Это именно испы¬
тали на себѣ я и Моисей; онъ, имѣя женою неисправимое обще¬
ство, оставилъ ее, и она соблудила; поэтому Богъ, отправля его,
говорилъ: иди скоро, сниди отсюду, беззаконновагиа бо людіе твои (Исх.
хххп 7). А я не получилъ такого повелѣнія. И когда приключи¬
лась мнѣ небольшая тѣлесная слабость, отсутствіе ваше не безпо¬
коило меня, но, увѣренный въ васъ, я спокойно ждалъ исцѣленія
моей болѣзни. Не требуютъ бо здравіи врача, но болящій (Матѳ, іх, 12).
И то, что я нѣсколько пробылъ вдали отъ васъ, было, думаю,
не къ ущербу вашему, а къ богатству. (Ваша добродѣтель вышла *) Это, а ташка слѣдующія дна слова, имѣются только пь л атнпспомъ пи¬
ро йодѣ.