Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
26 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. на саномъ дѣлѣ. Онъ и просилъ избавить его отъ искушеній: о
семъ, говоритъ, трикраты Господа молилъ (2 Кор. хп, 8); и, такъ
какъ это не угодно было Богу, говорилъ: тѣмже благоволю въ не-
мощехъ, въ дрсажденіихъ, во тгнаніихъ (2 Кор. хп, 10). Эти слова,
можетъ быть, не ясны; поэтому я поясню ихъ. Павелъ подвер¬
гался многимъ опасностямъ и молилъ Бога, чтобы избавиться
отъ опасностей. Но услышалъ отъ Христа: довлѣетъ ти благодатг,
Моя: сила бо Моя въ немощи совершается (2 Кор. хп, 9). Когда та¬
кимъ образомъ онъ узналъ волю Божію, то наконецъ подчинилъ
• волю свою волѣ Божіей. Итакъ, этою молитвою Христосъ научилъ
насъ тому и другому,—чтобы мы не стремились къ опасностямъ
и даже молились, чтобы не впасть въ нихъ, но если онѣ пости¬
гнутъ насъ, то переносили бы ихъ мужественно іі предпочитали
собственной волѣ волю Божію. Зная это, будемъ молиться, чтобы
намъ никогда не впадать въ искушеніе, а если впадемъ, то бу¬
демъ просить Бога, чтобы Онъ намъ далъ терпѣніе и мужество,
н станемъ предпочитать волю Его всякому нашему желанію. Та¬
кимъ образомъ мы и настоящую жизнь проведемъ безопасно и
достигнемъ будущихъ благъ, которыхъ да сподобимся всѣ мы,
благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ
Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава, держава, честь, нынѣ
и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: „Узкая врата"... и пр. (Матѳ, ѵп, 14), и изъясненіе модитвы: «Отче нашъ». и 1. Чтеніе всего боговдохновеннаго Писанія сообщаетъ внима¬
тельнымъ познаніе благочестія, но досточтимое Писаніе евангель¬
ское есть превосходнѣйшее изъ высочайшихъ ученій, потому что
содержащіяся въ немъ изреченія суть глаголы высочайшаго Царя.
Поэтому и страшнымъ наказаніемъ угрожается тѣмъ, которые не
соблюдаютъ въ точности сказаннаго Имъ. Въ самомъ дѣлѣ, если
преступающій законы земныхъ начальниковъ подвергается неумо¬
лимому наказанію, то не тѣмъ ли болѣе будетъ преданъ нестер¬
пимымъ мученіямъ преступающій повелѣнія небеснаго Владыки?
Если же велика опасность отъ невниманія, то будемъ съ великимъ
тщаніемъ внимать словамъ, сейчасъ прочитаннымъ намъ изъ
Евангелія. Какія же это слова? Узкая врата, говоритъ Господь,
и тѣсный путь, веодяй въ огсивотъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ I t