Тексты кумрана. Выпуск 1

Амусин Иосиф Давидович

Тексты кумрана. Выпуск 1 / Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И. Д. Амусина. - М.: Издательство «Наука», 1971. - 498с.

1971

Содержание

Введение

Сиглы цитируемых кумранских рукописей

Кумранские комментарии

Приложение. Свидетельства античных авторов о ессеях

Addenda

Указатель

Библиография

Summary

OCR
Addenda
Трудно сказать, когда именно произносилось, очевидно священником, это благословение членов общины. Издатель справедливо, как кажется, связывает изучение этого текста с «Благословениями» из 1-й пещеры (1Q Sb) и свитком Войны (1Q М). Ван дер Вуде считает, что «Благословение» носит эсхатологический характер. Вместе с тем обращает
яа себя внимание исключительно земной характер выраженных в «Благословении» пожеланий, обусловленных глубокой заинтересованностью
в успешном земледельческом труде. Это обстоятельство роднит общину,
в среде которой создан 11Q Berakot, с общиной Дамасского документа
и галахического текста 4Q Ord ( = 4 Q 159).
Ван дер Вуде отмечает значение этого текста для изучения поздпеиудейской и раннехристианской литургии.
11 Q paleo Lev. В докладе па 5-м Всемирном конгрессе по Judaica
(1969 г.) Д. Фридмен (США) сообщил предварительные сведения о начатой им работе по изучению свитка, содержащего текст кн. Левит из
11-й пещеры (11Q paleo Lev). В своем нынешнем виде в свитке сохранились части последних шести глав и отрывки из предшествующих глав
кн. Левит. Текст написан палеоеврейским или протосамаритянским
письмом, который, по мнению Фридмена, является подражанием допленному еврейскому письму, возрожденному в хасмонейскую эпоху. В предварительном порядке свиток датируется Фридменом I в. до н. э. Текст
весьма близок масоретской версии. При отклонении от МТ наблюдаются
совпадения с Септуагинтой и с самаритянским текстом. Свиток, по-видимому, содержит и самостоятельные редакции. Фридмен приходит к выводу, что 11Q Lev, по всей вероятности, образец текста, который соответствует тому, что Кросс и другие исследователи назвали «Палестинской
рецензией» Библии. Свиток имеет также значение для изучения палеоеврейского письма. См.: D. N. F r i e d m a n , The Scroll Leviticus from
the Cave 11, — «Abstracts». Fifth World Congress of Jewish Studies, Jerusalem, 1969, 1, стр. 31 (иврит).
11Q Ez. Историю раскрытия и результаты предварительного палеографического изучения свитка см.: W. Н. В г о \v n I e e, The Scroll
of Ezekiei from the Eleventh Qumran Cave, — RQ, 1963, № 13, стр. 11 —
28. Ср.: А м у с и н, Находки, стр. 11 (см. выше, стр. 38, прим. 61).

КУМРАНСКИЙ ФИЛАКТЕРИИ ИЗ НЕИЗВЕСТНОЙ ПЕЩЕРЫ
(xQ Phyl 1—4)
В 1969 г. И. Ядин опубликовал текст филактерия (тефиллин) из
неизвестной кумрапской пещеры. (Пожелавший остаться анонимным,
антиквар, продавший филактерии в 1968 г., допускает возможность
происхождения рукописи из 4-й пещеры, но не может установить это
с достоверностью.) Эту публикацию Ядин осуществил в двух изданиях:
415