Тексты кумрана. Выпуск 1

Амусин Иосиф Давидович

Тексты кумрана. Выпуск 1 / Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И. Д. Амусина. - М.: Издательство «Наука», 1971. - 498с.

1971

Содержание

Введение

Сиглы цитируемых кумранских рукописей

Кумранские комментарии

Приложение. Свидетельства античных авторов о ессеях

Addenda

Указатель

Библиография

Summary

OCR
12
ПЛИНИЙ СТАРШИЙ
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (V, 17, § 73)1
К западу (от Асфальтова озера, т. е. Мертвого моря), но
в достаточном отдалении от берега, чтобы избежать вредоносных (испарений моря), проживают ессеи — племя уединенное и наиболее удивительное из всех во всем мире: у них нет
ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают
денег 2 и живут среди пальм 3 . Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению толпы утомленных жизнью
пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев.
Таким образом, хотя этому и трудно поверить, в течение тысяч поколений 4 существует вечный род, в котором никто не
рождается, ибо недовольство жизнью среди других людей
способствует увеличению их числа. Южнее их 5 был город
Энгада 6 — второй после Иерусалима 7 по плодородию и
пальмовым рощам, а ныне — второе кладбище. Затем следует
8
Масада — крепость на скале, также невдалеке от Асфальтова озера. Здесь кончается Иудея.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.С. P l i n i u s S e c u n d u s ,
Naturalis historia, ed. С. Mayhoff,
vol. I, Lipsiae, 1875. Плиний Старший (23—79 гг. н. э.), знаменитый римский ученый и историк, был участником Иудейской войны 66—70 гг. н. э.,
когда служил в действующей армии под командованием Тита. Во время
этого похода Плиний изучал страну, которую затем описал. Его труд
«Естественная история» появился в Риме в 77 г. н. э. с посвящением будущему императору Титу. В 79 г. Плиний погиб при извержении Везувия,
которое он наблюдал со слишком близкого расстояния. Краткое сообщение Плиния о секте ессеев можно рассматривать как свидетельство очевидца; оно представляет большой интерес, особенно в связи с открытием
кумранских рукописей. См.: A u d e t, Qumran et la notice de Pline,
339

22*