Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№4,5,6

1908

Содержание

От редакции

В. Русанов. На страже

Крест и крестное знамение, как печать Господа нашего Iсуса Христа

О последних днях

Ал. М. О чтении Евангелия

Ф. Табаков. Вера и принуждение

К молодежи старообрядчества. III. О св. Троице. (Окончание следует). Подпись: Друг. (Ар. Михаил)

Ал.М. Страдания человечества и идея Бога. (Окончание следует)

В защиту старообрядческой молодежи. Подпись: Старообрядец

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

OCR
475 Расколъ бѣглопоповства. Въ среднихъ числахъ мая настоящаго года происходилъ
съѣздъ „старообрядцевъ пріемлющихъ священство, переходящее
отъ господствующей церкви0. Со времени присоединенія къ старообрядческой церкви бла*
женнаго исповѣдника, митрополита Авросія, среди бѣглопопов¬
цевъ ни на минуту не умолкали религіозныя волненія и исканія.
Въ первые года своего появленія, бѣглопоповцы заканчивали
свои исканія возвращеніемъ въ лоно старообрядческой церк¬
ви, а оставшихся постигала участь неизвѣстнаго грядущаго со¬
стоянія. Ходячія убѣжденія, глубоко засѣвшія въ толшѣ бѣглопо¬
повства, что они-де живутъ по старинному, безъ епископа, съ од¬
ними священниками, не привели согласія къ твердому и устойчи¬
вому состоянію. Какъ облитая водой извѣсть, бѣглопоповство ра¬
спадалось. Неизвѣстно, долго-ли она гіродолжалобы хранить ста-
рщ/ и костенеть по старинному, если бы не внѣшніе причи¬
ны, оказавшіе рѣшающую роль политической жизни въ Россіи. Въ 1905 году дарована была свобода вѣроисповѣданія ста¬
рообрядцамъ. Эта свобода оказавшая пользу многимъ согласіямъ
старообрядцевъ, для пріемлющихъ священство бѣглопоповцевъ,яви¬
лось злымъ геніемъ, клиномъ, который съ желѣзнымъ хладнокрові¬
емъ, безжалостно раскалываетъ на двое жалкій остатокъ нѣкогда
могучаго бѣглопоповства. Актъ свободы открылъ глаза, даже и
тѣмъ бѣглопоповцамъ, которые или не видѣли, или не желали ви¬
дѣть судорожнаго состоянія ихъ согласія. Прежде у нихъ одинъ священникъ былъ губерній на 10 или
на 15. Отъ этого добрая половина бѣглопоповцевъ были не кре¬
щены, не вѣнчаны, и умирали безъ причащенія. Въ настоящее вре¬
мя такой пробѣлъ извинить уже было нельзя, а тѣмъ болѣе за¬
малчивать. Тяжелая доставка священниковъ, ихъ безконтрольныя дѣя¬
нія отсутствіе всякой церковной дисциплины, кромѣ деспотичнаго
хозяйничанья толстосумовъ, неимѣніе антиминсовъ и т. п. недоче¬
ты выплыли во всей своей непривлекательной наготѣ. Вопросъ сталъ ребромъ. Вращаться въ заколдованномъ кругу больше не было смыс¬
ла. Или присоединиться къ старообрядческой церкви, или подби¬
рать за ней крошки и идти по слѣдамъ ся. Одно изъ двухъ.