Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№4,5,6

1908

Содержание

От редакции

В. Русанов. На страже

Крест и крестное знамение, как печать Господа нашего Iсуса Христа

О последних днях

Ал. М. О чтении Евангелия

Ф. Табаков. Вера и принуждение

К молодежи старообрядчества. III. О св. Троице. (Окончание следует). Подпись: Друг. (Ар. Михаил)

Ал.М. Страдания человечества и идея Бога. (Окончание следует)

В защиту старообрядческой молодежи. Подпись: Старообрядец

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

OCR
464 Обученіе дѣтей грамотѣ по ученію бл. Іеронима. Бл. Іеронимъ, какъ одинъ изъ великихъ педагоговъ христіан¬
ской исторіи, изложивъ въ двухъ своихъ письмахъ—къ Летѣ и
къ Гавденцію систему христіанскаго воспитанія дѣтей, коснулся
въ нихъ и первоначальнаго ихъ, дѣтей, обученія. Высказанное
имъ относительно этого обученія для насъ, христіанъ, цѣнно и
заслуживаетъ нашего вниманія. Послушаемъ же, что говоритъ бл.
Іеронимъ по этому поводу. Обученіе дѣтей грамотѣ бл. Іеронимъ совѣдуетъ начинать
съ семилѣтняго возраста !). Первымъ условіемъ въ дѣлѣ обуче¬
нія грамотѣ онъ считаетъ такую постановку этого дѣла, когда
учитель превращаетъ это занятіе для дѣтей въ удовольствіе,
когда, онъ вызываетъ любовь, а не отвращеніе къ этимъ заняті¬
ямъ. Онъ говоритъ въ письмѣ къ Гавденцію, что нужно при обу¬
ченіи Пакатулы вызвать въ ней „любовь учиться тому, чему за¬
ставляютъ ее учиться, чтобы занятіе для нея было не работою,
а удовольствіемъ, дѣломъ не принужденія, а добровольнаго же¬
ланія 2). Или въ другомъ мѣстѣ говоритъ: „больше всего нужно
остерегаться, чтобы она (Павла) не возненавидѣла ученья, что¬
бы отвращеніе къ нему, предзанятое въ дѣтствѣ, не перешло за
молодыя годы 3). Не менѣе важнымъ условіемъ успѣшнаго обу¬
ченія бл. Іеронимъ считаетъ и постепенность его (обученія). „Пер¬
воначально, говоритъ овъ, пусть учится она (Пакатула) азбукѣ,
складываетъ слоги, знакомится съ именами, совокупляетъ .сло¬
ва" *). Обученіе письму должно быть тотчасъ послѣ изученія аз¬
буки. Онъ говоритъ: „когда начинаетъ она „Павла" дрожащею
рукою водитъ перомъ по бумагѣ, необходимо или кому нибудь
водить ея нѣжными пальчиками, или вырѣзать буквы на доскѣ,
чтобы проводимая по бороздкамъ черта тянулась въ окраинахъ
и не могла выходить за предѣлы ихъ“ 5). А чтобы обученіе гра¬
мотѣ сдѣлать легкимъ и пріятнымъ для дѣтей, бл. Іеронимъ со¬
вѣтуетъ употреблять одобренія, похвалу и награды. „Пусть она
(Павла) соединитъ слоги, говоритъ онъ Летѣ, для того, чтобы
получить награду и подарочки, служащіе забавою для этого воз¬
раста, пусть будетъ это возбуждающимъ для нея средствомъ.
Пусть учится она вмѣстѣ съ подругами, которымъ она могла бы
завидовать, похвалы которымъ моглн-бы подстрекать ее. Если она *) Письмо къ Гавдеицію т. 3 стр. «3. *) Тамъ хе стр. 86. 3) Письмо къ ЛегЬ т.
II стр. 437. *) ІІвсьыо къ Гавдеіщіх) стр. №>. 5) Письмо къ Летѣ стр. 437.