Евангелие от Петра
Среди апокрифов новозаветной традиции особое
место занимает фрагмент Евангелия от Петра. Он был
обнаружен в Египте в 1886 г. в могиле средневеко-
вого монаха; там же находились Апокалипсис Петра
и Книга Еноха. Сама рукопись на пергаменте отно-
сится, по всей вероятности, к VIII—IX вв., но текст
был создан гораздо раньше; язык и стиль фрагмента
Евангелия и Апокалипсиса Петра связаны с кругом
раннехристианской литературы. По-видимому, эти
тексты были положены в могилу монаха как своеоб-
разные амулеты, а, может быть, обладатель и почи-
татель драгоценных для него текстов, запрещенных
ортодоксальной церковью, не пожелал расстаться
с ними и после смерти...
Отрывок из Евангелия от Петра начинается с
полуслова и обрывается также на полуслове. Однако
переписчик не знал больше того, что сохранилось,
перед началом и после конца отрывка нарисован
орнамент из сплетенных лент и крестов. Отождествле-
ние найденного фрагмента с Евангелием от Петра
сделано на основании того, что текст написан от пер-
вого лица и автор называет себя «Симон Петр».
Чтобы правильно оценить место апокрифиче-
ских писаний, связанных с именем Петра, в общей
массе раннехристианской литературы, следует не-
сколько слов сказать о том, каким рисуется Петр в
разных сочинениях христиан.
Петр (греч.— камень, арамейск.— Кифа) играет
существенную роль в христианских писаниях и ле-
гендах. Согласно новозаветным евангелиям, он со
своим братом Андреем были первыми призваны
Иисусом в число его учеников '. Перечень двенадцати
апостолов в канонических евангелиях начинается с
имени Петра (Мк. 3.16—19; Мф. 10.2—4; Лк. 6.14—
16). Петр был, согласно евангелиям, рыбаком, и
именно ему с братом при призвании Иисус сказал:
«Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете лов-
цами человеков» (Мк. 1.17).
В Евангелии от Матфея имеется фраза, кото-
рая возвеличивает Петра среди всех учеников: