Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокриф Иоанна
Апокриф Иоанна причисляют к важнейшим ис-
точникам для изучения гностицизма. Мы предлагаем
свой опыт рассмотрения пространной версии этого
произведения, сохранившейся в рукописях Наг-Хамма-
ди. Специально исследуется тема самопознания, весь-
ма показательная не только для данного памятника,
но и для всего явления гностицизма.
Апокриф относится к сравнительно недавно отк-
рытым источникам. Его краткая версия на коптском
языке сохранилась в так называемом Берлинском
папирусе 8502—папирусном кодексе, найденном в
Каире в конце XIX в. и приобретенном Берлинским
музеем в 1896 г. В рукописи это произведение названо
Апокрифом Иоанна. Его первый исследователь
К. Шмидт ' поставил этот документ в связь с гности-
ческим космологическим учением, которое опровергал,
вкратце изложив содержание, Ириней (Против ересей.
1.29). Первое издание краткой версии по Берлинскому
кодексу осуществил много лет спустя после открытия
(в 1955 г.) В. Тилль 2. Три другие версии (еще одна
краткая и две пространные) дошли в собрании копт-
ских рукописей из Наг-Хаммади (кодексы III, II,
IV). Их первое издание предприняли М. Краузе и Па-
хор Лабиб в 1962 г. 3
Произведение в разных версиях переводили и
комментировали видные специалисты В. Тилль,
М. Краузе и Пахор Лабиб, С. Гиверсен, Ф. Виссе,
М. Тардье \ Все, кто изучал памятник, отмечают его
огромное значение для разрешения проблемы гности-
цизма.
Однако между четырьмя версиями имеется раз-
ница весьма ощутимая, прежде всего между простран-
ной (Наг-Хаммади, II. 1) и краткой (Берл. пап.
8502). В пространной версии в отличие от краткой есть
такие части, как сжатое содержание произведения (1.
1—4), о трех именах архонта (11. 15—20), о двойных
именах (12. 26—13.5), о виде образа на воде (14. 24—
30), о создании человека (15.29—19. 15), о злокознен-
ности протоархонта и воде забвения (25,7—9), наконец,
гимн Пронойи (30. 11—31. 27). Это далеко не полный