Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Гностицизм и христианство
Во второй части книги мы предлагаем читате-
лям пять очерков, посвященных апокрифическим текс-
там из собрания Наг-Хаммади: первому, второму и
третьему из II кодекса ' и второму из VI, а также
первому из кодекса, именуемого в научной литературе
Берлинским папирусом 8502.
В декабре 1988 г. исполнилось 43 года со вре-
мени открытия рукописей в Наг-Хаммади. Это нема-
лый срок, и, хотя они подверглись научному анализу
не сразу , уже заметны итоги большой исследователь-
ской работы, проделанной учеными всего мира над
собиранием, переводом, изданием и интерпретацией
документов IV в., так неожиданно обогативших в се-
редине XX столетия фонд исторических источников
позднеантичного времени. В собрании Наг-Хаммади
около тысячи страниц рукописного текста, выполнен-
ного на папирусе, несколько десятков ранее неизвест-
ных произведений 3.
Есть веские основания считать, что произведе-
ния, переписанные в тринадцати сборниках, являются
переводом с древнегреческого. Таким образом, зна-
комству с этой чрезвычайно интересной частью древ-
негреческой литературы ученые обязаны коптам, чья
культура письменности к IV в. еще только оформ-
лялась 4. Сама по себе подобная ситуация обычна
в истории античной литературы: если бы отсутство-
вали, например, арабские переводы из Аристотеля,
наше знание творчества великого мыслителя было бы
много беднее. Сохранение той или иной литературной
традиции в переводах, как правило, не случайно.
Обнажая особенности общего исторического процесса,
оно сообщает памятникам дополнительный интерес,
будучи свидетельством передачи культурных ценнос-
тей от одних народов к другим.
Труды, посвященные текстам Наг-Хаммади,
имеют не только научное значение. Они примечатель-
ны и как факты истории культуры нашего времени,
так как дают возможность наблюдать смену интересов
и увлечений ученых, чередование методических при-