Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Иудео-христианские
евангелия
В произведениях христианских писателей II—IV
вв. встречаются упоминания евангелий, которыми
пользовались различные группы верующих, не поры-
вавших с иудаизмом и исполнявших его обряды.
В научной литературе такие группы принято называть
иудео-христианами. Среди упоминаемых иудео-христи-
анских евангелий — евангелия эбионитов, назареев,
евреев, двенадцати апостолов. Некоторые авторы пере-
сказывают отдельные эпизоды из них и приводят ци-
таты; особенно характерно это для произведений
Иеронима и Епифания, живших на рубеже IV и V вв.
и специально интересовавшихся палестино-сирийскими
христианскими учениями '. Ссылки на иудео-христиан-
ские евангелия есть и у Оригена, и у Климента Алек-
сандрийского. По всей вероятности, упоминаемые
евангелия, как и новозаветные, в оригинале имели
названия по апостолам, от имени которых они были
написаны, но восстановить эти подлинные названия не
представляется возможным, так же как и то, какой
именно иудео-христианской группе принадлежало ци-
тируемое евангелие (писатели ортодоксального напра-
вления часто называли все группы христиан, соблю-
давших иудейскую обрядность, общим именем —
евреи).
Достаточно определенно можно судить — глав-
ным образом по свидетельствам их противников —
об учении эбионитов. Название это восходит к слову
«эвйоним» (нищие), одному из самоназваний кумра-
нитов 2. В настоящее время связь эбионитов Кумрана
с эбионитами-христианами вряд ли может вызывать
сомнения. Последние жили в Палестине; согласно
церковной традиции, они во время I иудейского вос-
стания против римлян переселились в Трансиорданию.
Французский исследователь истории раннего христиан-
ства Ж. Даньелу считает эбионитов «естественным
развитием группы Кумрана» 3, хотя между обеими
группами существовали и важные отличия, главное из
которых — вера эбионитов-христиан в уже совершив-
шийся приход мессии Иисуса, в то время как кумра-