Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Примечания
Возникновение раннехристианской
литературы
1 Об истоках, содержании и жанрах новозаветной литературы
см.: История всемирной литературы Т I M., 1983 С 501
2 Filson 7* V New Greek and Coptic Gospel Manuscripts //
Biblical Archeologisl 1961 XXIV 1 P 6.
3 Сочинение, начинающееся словами «Евангелия Истины есть
радость для тех, кто получил от Отца истины милость познать Его
через могущество Слова, пришедшего из Плеромы (полноты,
совершенства.— Сосг )», было найдено среди рукописей на коптском
языке, обнаруженных в 1945 г в Египте По всей вероятности, Ири
ней имеет в виду именно это сочинение
' В греческом тексте (vmepX-iav - чрезвычайный, превосхо-
дящий (2 Кор. 12.11) По-видимому, речь идет о «старших» (по
авторитету) апостолах, непосредственно общавшихся с Иисусом
Себя Павел также причисляет к апостолам, говоря, что «признаки»
его апостольства были показаны перед коринфскими христианами
разными знамениями (2 Кор 12 12)
5 См. Свенцицкая И С Полис и империя эволюция импе
ваторского культа и роль «возрастных союзов» в городах мало-
азийских провинций // Вестник древней истории 1981 № 4 С 37
ь В частности, Цельс (II в ), которого цитирует Ориген,
говорит, что христиане для собраний используют сапожные или
валяльные мастерские (Ориген Против Цельс а (Contra Celsum)
IV.55. Далее: Contr Cels )
7 Цит по: Ранович А Б Первоисточники по истории раннего
христианства. М., 1933 С 161 «Дидахе» своего рода руковод-
ство для внутренней жизни христианских общин Рукопись этого
произведения была обнаружена в 1875 г
8 «Критика текста» и «критика форм» разобрана в книге
Трофимовой М К «Историко-философские вопросы гностицизма»
(М., 1979. С. 60—63) См также Dibelius M Die Formgeschi-
chle des Evangeliums. Tub., 1959; Geschichte der synoptischem Tradi
tion. В.. 1921
8 По вопросу об историчности Иисуса в науке есть две школы
мифологическая, которая все сведения об Иисусе считает мифи-
ческими, и историческая, сторонники которой полагают, что в основе
рассказов о нем лежит историческое ядро Авторы настоящей
книги принадлежат к последним Точка зрения противников исто-
рической школы отражена в книге- Крывелев И А Христос миф
или действительность? М.. 1987
10 Септуагинта . «перевод семидесяти», по преданию, был
осуществлен семьюдесятью александрийскими иудеями
" The Cambridge History o[ Bible Vol 1 Cambridge, 1970
P 230.
12 См.. Поэзия и проза Древнего Востока М., 1973 С 123
13 История всемирной литературы. Т I С 507
" Johnson Р A History of Christianity L., 1976 P 44—45