Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
>2»
Примечания
ф Гностицизм и христианство
1 См.: Еланская А. И. Коптская рукописная книга // Руко-
писная книга в культах народов Востока. Кн. I M, 1987
2 Robinson J. M. From the Cliff to Cairo: The Story of Discove-
rers and the Middlemen of Nag Hammadi Codices // Colloque interna-
tional sur les textes de Nag Hammadi: (Quebec, 22—25 aout
1978)/Ed. par B. Bare.Quebec, Louvain, 1981 P 21 58.
3 Всего найдено более 50 произведений, некоторые из них
известны помимо собрания Наг-Хаммадн, некоторые переписаны
там дважды и трижды. Сохранность текстов разная, но большей
частью хорошая.
* Еланская А. И Коптская литература // История всемир-
ной литературы. Т II. М.. 1984. С. 360—364.
5 Jonas И A Retrospective View // Proceeding of the Inter-
national Colloquium on Gnosticism. Stockholm, 1977 P 13—14,
Quispcl G -Gnosis and Psychology // The Rediscovery of Gnosticism.
Vol. I: The School of Valenlinus, Leiden, 1980. P 17—29; cp
Robinson J M. Introduction // The Nag Hammadi Library in
English. Leiden, 1984. P 1
6 Doressc J Une bibliotheque cople dccouverle en Haute-
Egypte//Academic Royale de Bclgique. Bulletin de la classe
des Letlrcs et des Sciences morales et politiques. 5-e serie. Vol
XXXV 1949. P. 435—449; Idem. Une bibliotheque gnoslique cople//
La nouvellc Clio. I. 1949. P 59—70.
' Lipsius R. A. Die Quellenkrilik des Epiphanios. Wien, 1865.
' Harnack A. Lehrbuch der Dogmcngeschichle. Tu'bingen, I88G.
9 Об истории проблемы гностицизма до 1933 г см превосход-
ный по насыщенности сведениями и глубине анализа очерк А. Ш. Пюэ-
ша. впервые опубликованный в 1934 г., cOu en est le probleme du gno-
sticisme?» (Puech H -СЛ. En quete de la Gnose. P., 1978. P 143—183)
О дальнейших этапах этой истории можно судить по множе-
ству работ, ежегодно издающихся на разных языках мира но
теме «гностицизм», а также по отчетам международных коллок-
виумов: в Мессине в 1966 г о происхождении гностицизма,
в Стокгольме в 1973 г — о гностицизме; международной конфе-
ренции в Пеле в 1978 г О зарубежных работах по гностицизму
см.. Сидоров А И Зарубежная литература по гностицизму
(Критико-аналитический обзор) // Современные зарубежные ис-
следования по античной философии. М., 1978. С. 168—169; Он же
Проблемы гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в
историографии // Актуальные проблемы классической филологии
М.. 1982. С. 91 — 148.
10 Об этом см.. Colpe С The Challenge of Gnostic Thought
for Philosophy, Alchemy and Literature // The Rediscovering of Gnos-
ticism. Vol. 1. P. 32—56.
" В море исследований, посвященных гностической тематике
в связи с рукописями из Наг-Хаммадн, помогают ориентироваться
прежде всего библиографические указатели, составляемые
Д. М. Шолером (Scholer D. M. Nag-Hammadi Bibliography: 1948—
1969. Leiden, 197IJ Продолжение этой работы регулярно публи-