Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Евангелие от Фомы
Тот, кто впервые читает апокрифическое Еванге-
лие от Фомы, обычно испытывает разочарование:
столь знакомыми по канонической версии Нового за-
вета кажутся ему изречения Иисуса, собранные в
этом произведении. Однако, чем глубже погружается
он в изучение текста, тем сильнее охватывают его
сомнения в справедливости подобного впечатления.
Постепенно он убеждается, как нелегко ответить на
вопрос, что же такое это знаменитое «пятое еванге-
лие» (так поначалу называли его). Уже первые стро-
ки памятника, настраивающие на его истолкование
(«Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вку-
сит смерти»), заставляют современного читателя за-
думаться не только над смыслом, который автор пред-
лагает открыть, но и над тем, что сам по себе этот
призыв означает, какой путь общения подразумевает,
с какого рода мышлением предстоит иметь дело, о
каких явлениях культуры и истории общества свиде-
тельствует.
Задача не может не увлечь того, кто берется
за этот интереснейший документ. На беглый взгляд
наиболее близкий (из сочинений Наг-Хаммади) к
многократно исследованной традиции о раннем хрис-
тианстве, он при внимательном рассмотрении оказыва-
ется едва ли не самым трудным для понимания.
Даже темные спекуляции Апокрифа Иоанна или
таинственной «Сущности архонтов» оставляют в конце
концов меньше места для сомнений, чем это еванге-
лие. Содержание апокрифа («Это тайные слова, кото-
рые сказал Иисус живой и которые записал Дидим
Иуда Фома».— См. введение) останавливает всякого,
кто занимается историей раннего христианства и его
духовного окружения. В этом сочинении, обещающем
изложение тайного учения Иисуса и отвергнутом цер-
ковью, исследователи ищут ответы на многочислен-
ные вопросы, касающиеся развития христианства
и гностицизма.
Евангелие дошло во II кодексе Наг-Хаммади. Оно
в нем второе по счету, занимает страницы 32. 10—
51.26. Поскольку оно, как и следующее за ним Еванге-