Апокрифы древних христиан

Трофимова М.К. , Свенцицкая И.С.

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-arei
библиотека
148
Ты — мать этому ребенку? И она сказала: да. И они
сказали ей: благословенна ты между женами, ибо
Господь благословил плод чрева твоего. Такой славы,
такой доблести и такой мудрости мы никогда не виде-
ли и никогда о ней не слышали. И Иисус встал
и пошел за своей матерью и был в повиновении у
своих родителей. И мать Его сохранила все слова
в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости
и в возрасте и в благодати. Слава Ему во веки веков.
Аминь.
Комментарии
Евангелие детства
(Евангелие от Фомы)
1 Текст (с французского переводом) см.: Michel С. Evangelies
apocryphique. P., 1924.
2 По-видимому, имеется в виду апостол Фома, упоминаемый
в Новом завете, «Фома неверный», как его называют в христиан-
ской традиции; в хенобоскионском Евангелии Фомы он назван
полным именем: Иуда Дидим Фома.
3 Двенадцать — священное число в иудейской и христианской
теологии (см. комментарий к Евангелию от Петра).
А Согласно этому рассказу, уже в детстве Иисус выступал
против соблюдения субботних установлений, т. е. против иудейской
обрядности.
5 Характерно, что книжник Анна, выступает как обличитель
Иосифа и Марии в Протоевангелии Иакова (см. выше): вероятно,
один из авторов этих произведений был знаком с сочинением
другого.
6 Ср.: «Благословляйте гонителей ваших: благословляйте, а
не проклинайте» (Римл. 12.14).
7 Эти слова перекликаются с речением, приведенным в хено-
боскионском Евангелии от Фомы и оксиринхеком логии (см. выше,
комментарии к фрагментам из Евангелия евреев): «Пусть тот, кто
ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда
он найдет, он будет потрясен...» Смысл упрека Иисуса заключается
в том, что Иосиф не может (не хочет) найти скрытую истину в
поступках Иисуса.
8 Текст не вполне ясен: здесь также возможен скрытый
смысл, заключающийся в том, что Иисус принадлежит Иосифу
как человеку, которого он пришел (как и других людей) спасти.
9 Имя Закхей встречается в Новом завете; в Евангелии от
Луки так зовут мытаря (начальника сборщиков пошлины).— 19.2.
10 Альфа и омега — первая и последняя буквы греческого
алфавита.
" Бета — вторая буква греческого алфавита.