Возникновение
раннехристианской литературы
Проблема определения времени и места возник-
новения древней христианской литературы, особен-
ностей ее жанров, истоков и источников книг, как
признанных, так и не признанных церковью священ-
ными, в современной науке до конца не решена '.
В Новый завет — собрание почитаемых всеми христи-
анами книг — входят двадцать семь произведений:
четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоан-
на), «Деяния апостолов», двадцать одно послание
апостолов.. Авторство четырнадцати из них церковь
приписывает апостолу Павлу (они адресованы тем
или иным христианским общинам или конкретным
людям), имеются также Послание Иакова, два Посла-
ния Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды:
их принято называть «соборными» или «католически-
ми», т. е. адресованными всем христианам. Завер-
шает Новый завет Откровение Иоанна Богослова.
Тексты Нового завета считаются каноническими
(«нормативными»), церковь провозглашает их бого-
вдохновенными. Написаны они на греческом языке —
разговорном языке многих восточных провинций
Римской империи (хотя в самой Палестине, где по-
явились первые христианские проповедники, гово-
рили преимущественно по-арамейски).
Однако писания Нового завета были лишь не-
значительной частью обширной христианской лите-
ратуры, создававшейся в I—III вв., т. е. до призна-
ния христианства официальной религией. Христиан-
ские писатели конца II—IV в. упоминают, цитируют,
пересказывают различные евангелия: от Петра, от
Андрея, от Варфоломея, два евангелия от Фомы,
совершенно различные по содержанию, Евангелие от
Марии. Во фрагменте письма богослова Климента
Александрийского (ок. 200 г.) говорится, что имели
хождение и три евангелия от Марка: каноническое
(признанное), «подложное» (написанное неким про-
поведником по имени Карпократ) и тайное еванге-
лие (написанное якобы самим Марком для «избран-
ных») 2. Некоторые евангелия названы по тем хрис-