Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 1

Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Часть 1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года

Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Часть 1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. - Москва. - 1875

1875

Многотомное издание:

Материалы для истории раскола за первое время его существования (в 9 томах):

Содержание

Предисловие

Соборное деяние об учреждении архиерейских кафедр в Смоленске и Вятке и о печатании новоисправленнаго Потребника, 7165 (1656) г. в октябре месяце

Отдел первый. О лицах, судившихся на соборе 1666 —1667 г.

1. О протопопе Казанскаго собора Иване Неронове

I. Из письма прот. Аввакума к Ивану Неронову в Спасокаменный монастырь

II. Письмо попа Ивана Данилова к нему же и туда же

III. Письмо Неронова к царю А. М. из Спасокаменнаго монастыря, от 6 ноября 1653 г.

IV. Роспись спорных речей Неронова с патр. Никоном

V. Второе послание Неронова к царю А. М. из Спасокам. м. от 27 Февр. 1034 г.

VI. Письмо Неронова к прот. Стефану Вонифатьеву, из Спасокам. м. от 27 ®евр. 1834 г.

VII. Послание Неронова к царице Марье Ильинишне из Спасокам. м. от 2 мая 1634 г.

VIII. Другое послание Неронова к прот. Стефану из Спасокам. м. от 2 мая 1634

IX. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды от 13 июля 1654 г

X. Письмо Феоктиста к Стефану Вонифатьеву из Вологды от 13 июля 1654 г

XI. Послание Неронова ко всей братии из Вологды от 13 июля 1654 г

XII. Соборное деяние на прот. Ивана Неронова, в иноч. старца Григория, 1656 г

XIII. Записка о жизни Неронова 1658 —1659 г.

XIV. Челобитная царю А. М. о скорейшем избрании патриарха вместо Никона

XV. Вторая челобитная царю о том же

XVI. Дело по изветам Неронова на Иону м. ростовскаго и Симона архиеп. вологодскаго:

XVII. Челобитная Неронова царю А. М. за протопопа Аввакума 6 дек. 1664 г

XVIII. Дело по новым изветам Неронова на Симона архиепископа вологодскаго 1665 г.

XIX. Дело о самовольных поступках Неронова в иосифовом Волоколамском монаст. 1666 г.

XX. Донесение волоколамскаго архим. Савватия о принятии Неронова под начало, 20 сент. 1666 года

XXI. Дело о жалобах Неронова вселенским патриархам на притеснения от русских духов. властей 1666/7 г.

XXII. Покаянное послание Неронова к ц. Ал. Михаиловичу, патриархам и всему собору, 1667 г.

XXIII. Житие Григория Неронова, составленное после его смерти

2. О бывшем Златоустовскаго монастыря игумене Феоктисте

3. О протопопе Юрьевца Поволгскаго Аввакуме Петрове

4. О суздальском соборном попе Никите Константинове Добрынине

5. О дьяконе Благовещенск. собора Федоре Иванове

6. О симоновском уставщике Серапионе

7. О романо-борисоглебском попе Лазаре и подъяке Федоре Трофимове

8. О старце Ефреме Потемкине

9. О бывшем муромском архимандрите Антоние

10. О строителе лысковскаго мон. Аврамие

11. О кожеезерском старце Боголепе Львове

12. О старце Германе

13. О разных лицах, соприкосновенных к делам о расколе, разбиравшимся на соборе-1666 года.

OCR
— 429 — б) Допросныя рѣчи симоновскаго казначея Игнатія.') А Симонова монастыря казначей старецъ Игна¬
тій сказалъ: какъ де былъ у нихъ въ Симоновѣ
монастырѣ по указу великого государя никійскій
(sic) митрополитъ Аѳонасій, а ему де въ то время удивительно, что они плохо понимали другъ друга и рус¬
скій инокъ отыскалъ въ отвѣтѣ грека совсѣмъ не то, что
этотъ послѣдній хотѣлъ сказать на вопросъ, по всей вѣроят¬
ности, тоже не совсѣмъ вѣрно понятый. Поэтому-то старецъ
Игнатій (см. ниже) и замѣтилъ, что не знаетъ, кого разумѣлъ
Аѳанасій, говоря о поливательномъ крещеніи,—грековъ, или
бѣдорусцевъ, или кого другаго, равно какъ не подтвердилъ
извѣстія о словахъ Аѳанасія, что будтобы греки прежде
крестились двумя перстами. Но еслибы даже м. Аѳанасій
и говорилъ то, что ему приписываетъ старецъ Серапіонъ,
его свидѣтельство не имѣетъ никакого значенія предъ со¬
гласнымъ свидѣтельствомъ приходившихъ тогда же въ Россію
патріарховъ и многихъ другихъ греческихъ пастырей, кото¬
рые говорили совершенно противное о греческомъ крещеніи
и перстосложеніи, тѣмъ болѣе, что Аѳанасій находился въ
монастырѣ Симоновскомъ за что-то „подъ началомъ**, и быть
можетъ, подобно Арсенію греку, когда тотъ находился подъ
началомъ же въ Соловецкомъ монастырѣ, имѣлъ побужденія
подслуживаться русскимъ, подтверждая ихъ невыгодныя
мнѣнія о грекахъ. *) Подлинникъ (Синод. библ.). На оборотѣ и у послѣдней
строки собственноручная игнатіева подпись: Къ сей скаскѣ
Симонова монастыря казначей старецъ Игнатей руку—при —
ложилъ.