Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 1

Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Часть 1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года

Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Часть 1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. - Москва. - 1875

1875

Многотомное издание:

Материалы для истории раскола за первое время его существования (в 9 томах):

Содержание

Предисловие

Соборное деяние об учреждении архиерейских кафедр в Смоленске и Вятке и о печатании новоисправленнаго Потребника, 7165 (1656) г. в октябре месяце

Отдел первый. О лицах, судившихся на соборе 1666 —1667 г.

1. О протопопе Казанскаго собора Иване Неронове

I. Из письма прот. Аввакума к Ивану Неронову в Спасокаменный монастырь

II. Письмо попа Ивана Данилова к нему же и туда же

III. Письмо Неронова к царю А. М. из Спасокаменнаго монастыря, от 6 ноября 1653 г.

IV. Роспись спорных речей Неронова с патр. Никоном

V. Второе послание Неронова к царю А. М. из Спасокам. м. от 27 Февр. 1034 г.

VI. Письмо Неронова к прот. Стефану Вонифатьеву, из Спасокам. м. от 27 ®евр. 1834 г.

VII. Послание Неронова к царице Марье Ильинишне из Спасокам. м. от 2 мая 1634 г.

VIII. Другое послание Неронова к прот. Стефану из Спасокам. м. от 2 мая 1634

IX. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды от 13 июля 1654 г

X. Письмо Феоктиста к Стефану Вонифатьеву из Вологды от 13 июля 1654 г

XI. Послание Неронова ко всей братии из Вологды от 13 июля 1654 г

XII. Соборное деяние на прот. Ивана Неронова, в иноч. старца Григория, 1656 г

XIII. Записка о жизни Неронова 1658 —1659 г.

XIV. Челобитная царю А. М. о скорейшем избрании патриарха вместо Никона

XV. Вторая челобитная царю о том же

XVI. Дело по изветам Неронова на Иону м. ростовскаго и Симона архиеп. вологодскаго:

XVII. Челобитная Неронова царю А. М. за протопопа Аввакума 6 дек. 1664 г

XVIII. Дело по новым изветам Неронова на Симона архиепископа вологодскаго 1665 г.

XIX. Дело о самовольных поступках Неронова в иосифовом Волоколамском монаст. 1666 г.

XX. Донесение волоколамскаго архим. Савватия о принятии Неронова под начало, 20 сент. 1666 года

XXI. Дело о жалобах Неронова вселенским патриархам на притеснения от русских духов. властей 1666/7 г.

XXII. Покаянное послание Неронова к ц. Ал. Михаиловичу, патриархам и всему собору, 1667 г.

XXIII. Житие Григория Неронова, составленное после его смерти

2. О бывшем Златоустовскаго монастыря игумене Феоктисте

3. О протопопе Юрьевца Поволгскаго Аввакуме Петрове

4. О суздальском соборном попе Никите Константинове Добрынине

5. О дьяконе Благовещенск. собора Федоре Иванове

6. О симоновском уставщике Серапионе

7. О романо-борисоглебском попе Лазаре и подъяке Федоре Трофимове

8. О старце Ефреме Потемкине

9. О бывшем муромском архимандрите Антоние

10. О строителе лысковскаго мон. Аврамие

11. О кожеезерском старце Боголепе Львове

12. О старце Германе

13. О разных лицах, соприкосновенных к делам о расколе, разбиравшимся на соборе-1666 года.

OCR
-344 царская титла, — во многихъ мѣстахъ государево'
царево имя печатано складомъ, въ Служебникахъ
въ иныхъ выходѣхъ все я Руси есть, а во иныхъ
выходѣхъ и всся Руси нѣтъ; а патріарша титла пе¬
чатана: святѣйшаго имярекъ архіепископа москов¬
скаго, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи патрі¬
арха; и то мудрованіе блазнено, потому что тѣ кни¬
ги печатные идутъ во многіе государства. А о
поставленіи царскомъ тетрати') списалъ-де онъ въ
нынѣшнемъ во 174 году у епископа Александра
вятскаго для ради своей вѣдомости спроста. XXX. Молебное писаніе старца Ѳеоктиста къ собору 1666 г.4). Глаголи ты прежде согрѣшенія своя, да оправди-
шися, рече Духъ Святый во пророцѣ. Сице и азъ, * 2') № 10. 2) Подлинное, собственноручно писанное Ѳеоктистомъ
[Синод. библ.~). „Молебное писаніе11 это замѣчательно по об¬
стоятельному объясненію причинъ, побудившихъ Ѳеокти¬
ста и, безъ сомнѣнія, многихъ современныхъ ему ревни¬
телей старины, стать на сторону расколоучителей; въ немъ
представляется и довольно полный сводъ существовавшихъ
тогда доказательствъ въ защиту главныхъ пунктовъ ста¬
рообрядческаго ученія. Поэтому-то, конечно, ѳеоктистово
«молебное писаніе» даже внесено въ раскольническій сбор¬
никъ XVII вѣка: Христіаноопасный щитъ вѣры (ркп. Синод.
библ. Хі 641, л. 68—60; здѣсь, равно какъ и въ Уваров-
скомъ спискѣ, аѲеоктпстово прошеніе» составляетъ 15-