Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 1

Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Часть 1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года

Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Часть 1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. - Москва. - 1875

1875

Многотомное издание:

Материалы для истории раскола за первое время его существования (в 9 томах):

Содержание

Предисловие

Соборное деяние об учреждении архиерейских кафедр в Смоленске и Вятке и о печатании новоисправленнаго Потребника, 7165 (1656) г. в октябре месяце

Отдел первый. О лицах, судившихся на соборе 1666 —1667 г.

1. О протопопе Казанскаго собора Иване Неронове

I. Из письма прот. Аввакума к Ивану Неронову в Спасокаменный монастырь

II. Письмо попа Ивана Данилова к нему же и туда же

III. Письмо Неронова к царю А. М. из Спасокаменнаго монастыря, от 6 ноября 1653 г.

IV. Роспись спорных речей Неронова с патр. Никоном

V. Второе послание Неронова к царю А. М. из Спасокам. м. от 27 Февр. 1034 г.

VI. Письмо Неронова к прот. Стефану Вонифатьеву, из Спасокам. м. от 27 ®евр. 1834 г.

VII. Послание Неронова к царице Марье Ильинишне из Спасокам. м. от 2 мая 1634 г.

VIII. Другое послание Неронова к прот. Стефану из Спасокам. м. от 2 мая 1634

IX. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды от 13 июля 1654 г

X. Письмо Феоктиста к Стефану Вонифатьеву из Вологды от 13 июля 1654 г

XI. Послание Неронова ко всей братии из Вологды от 13 июля 1654 г

XII. Соборное деяние на прот. Ивана Неронова, в иноч. старца Григория, 1656 г

XIII. Записка о жизни Неронова 1658 —1659 г.

XIV. Челобитная царю А. М. о скорейшем избрании патриарха вместо Никона

XV. Вторая челобитная царю о том же

XVI. Дело по изветам Неронова на Иону м. ростовскаго и Симона архиеп. вологодскаго:

XVII. Челобитная Неронова царю А. М. за протопопа Аввакума 6 дек. 1664 г

XVIII. Дело по новым изветам Неронова на Симона архиепископа вологодскаго 1665 г.

XIX. Дело о самовольных поступках Неронова в иосифовом Волоколамском монаст. 1666 г.

XX. Донесение волоколамскаго архим. Савватия о принятии Неронова под начало, 20 сент. 1666 года

XXI. Дело о жалобах Неронова вселенским патриархам на притеснения от русских духов. властей 1666/7 г.

XXII. Покаянное послание Неронова к ц. Ал. Михаиловичу, патриархам и всему собору, 1667 г.

XXIII. Житие Григория Неронова, составленное после его смерти

2. О бывшем Златоустовскаго монастыря игумене Феоктисте

3. О протопопе Юрьевца Поволгскаго Аввакуме Петрове

4. О суздальском соборном попе Никите Константинове Добрынине

5. О дьяконе Благовещенск. собора Федоре Иванове

6. О симоновском уставщике Серапионе

7. О романо-борисоглебском попе Лазаре и подъяке Федоре Трофимове

8. О старце Ефреме Потемкине

9. О бывшем муромском архимандрите Антоние

10. О строителе лысковскаго мон. Аврамие

11. О кожеезерском старце Боголепе Львове

12. О старце Германе

13. О разных лицах, соприкосновенных к делам о расколе, разбиравшимся на соборе-1666 года.

OCR
426 — моты посылаютъ по градомъ и друговъ моихъ по*
Христѣ стали истязовати, приводя въ Приказъ, и
врѣпити во мнѣ: тогда азъ паки пришелъ самъ свою
душу за нихъ положити, а ихъ чтобъ Свободили
пожаловали. Спаметовйлъ азъ Спаса своего слово,
©же рече: больши се я любве никтожъ пмать, еже
кто дуту свою положитъ за друіи своя. То мое,
свѣтЫ) все повнновение. 6. О симоновскомъ уставщикѣ Серапіонѣ. О сймойовскомъ стартѣ Сёраіііонѣ, бывшемъ прото¬
попѣ смоленскомъ, говорится въ 8-мъ Дѣяній собора
1666 года, что онъ принесъ покаяніе «о своихъ хул-
ныхъ глаголѣхъ и писаніяхъ», и ради покаянія не былъ
подвергнутъ наказанію, а только посланъ, «исправленія
ради, въ нижегородскій уѣздъ, въ Макарьевъ монастырь,
иже на желтыхъ пескахъ». Какіе Серапіонъ говорилъ
хульные глаголы и какія писалъ хульныя сочиненія, до¬
селѣ неизвѣстно; мы нашли только, печатаемое ниже,
слѣдственное дѣло объ его свиданіи съ Аѳанасіемъ ми¬
трополитомъ иконійскимъ, изъ котораго впрочемъ доста¬
точно явствуетъ, что старецъ Серапіонъ принадлежитъ
къ числу приверженцевъ раскола и именно въ видахъ
подтвержденія раскольническихъ мнѣній о греческой
церкви добился свиданія съ Аѳанасіемъ. Дѣло это воз¬
никло, безъ сомнѣнія, по тому поводу, что на разговоръ
Серадіона съ Аѳанасіемъ сослался дьяконъ Ѳедоръ на
допросѣ 11 мая 1666 года (см. выше № XLYIII, а):
спустя четыре дня послѣ того и самъ Серапіонъ, съ