Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№8-9

1908

Содержание

Отдѣлъ нравственный и богословско-филосоѳскій

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Мысли о старообрядчествѣ. Никоніанинъ

О «Бѣловодіи». Свящ. Шадринъ

Присоедините. В. Русановъ

Старообрядцы въ Пріуральскомъ краѣ. П. Н. Шмаковъ

Духовники. Изгой

Посмертное наказаніе. Житель

«Соборъ» час. безпоповцевъ Д. И. Волковъ

Нѣсколько словъ о школѣ. Учащйся

Письмо въ редакцію. Беглопоповецъ

Жизнь старообрядчества

Нижегородская ярмарка

Изъ жизни остальныхъ вѣроисповѣданій

Замѣтки

Печать

Послѣднія извѣстія

Отвѣты редакціи

Объявленія

OCR
Мысли о старообрядчествгъ.*) Вылившійся въ стереотипную форму и точно разъ навсегда
опредѣлившійся взглядъ на старообрядчество и старообрядцевъ
у послѣдователей оффиціальнаго православія, кажется, не скоро
еще измѣнитъ себѣ, хотя, благодаря открытымъ уже выступле¬
ніямъ старообрядчества, получившаго, наконецъ, право на это,
онъ по видимому и поколебался. Но по прежнему слова „старооб¬
рядчество", “старообрядецъ", „старовѣръ" звучатъ для никоніа¬
нина какъ то особо, совсѣмъ иная, чѣмъ „православіе", „пра¬
вославный", все еще для него „старая" вѣра это—обрядо-ис¬
повѣдный архаизмъ, странный до абсурда, пережитокъ русской
исторіи. При словѣ „старообрядецъ" никоніанинъ еще представля¬
етъ себѣ что то грубо-дореформенное, домостроевское реакціон¬
ное, его воображеніе рисуетъ, ему благообразнаго бородача, об¬
леченнаго въ поддевку, сапоги съ наборомъ и обстриженнаго въ
кружокъ. По тому же традиціонному представленію старообря¬
децъ намѣренно необразованъ и малоразвитъ онъ непріязненно
смотритъ на все, что не имѣетъ отношенія къ его вѣрѣ, и пос¬
тоянно чуждается всего, что носитъ на себѣ печать иностранна¬
го, не русскаго. Павелъ Мельниковъ въ своихъ характерныхъ ро¬
манахъ „Въ лѣсахъ" и „На горахъ"—явился выразителемъ тако¬
го взгляда на старообрядчество и старообрядцевъ, взгляда, кото¬
рый .былъ единственнымъ среди приверженцевъ синодальней цер¬
кви еще въ самомъ началѣ нашего новаго вѣка, взгляда, изъ
сферы котораго, правда, были отчасти исключены представители *) Изложенные въ этой статьѣ размышленіи сыномъ господствующей церкви для
старообрядцевъ очень цѣнны.. Мы (старообрядцы) иногда сами указывали на это заблужде¬
ніе новообрядцевъ, но тогда когда мы были замяты подъ полъ, голосъ былъ подавленъ н
неслышенъ. Послѣдніе три года вручили вамъ несокрушимое и мощное орудіе—печать, посред¬
ствомъ которой старообрядцы успѣли много разсѣять познанной лжи и клеветы. ч Настоящая статья есть исповѣдь новообрядца, гдѣ онъ чистосердечно сознается,
- что его собратья но отношенію къ старообрядцамъ находятся подъ многовѣковымъ, какомъ
то демоническомъ гипнозѣ. Культура не избавляетъ отъ него. Его сознаютъ и стряхиваютъ
только тѣ, которые ^имѣютъ христіанскій духъ покаянія. Редакція. ОідіІігесЛ Ьу ^лоодіе