635 Воровано е. Присвоеніе чужой собственности часто понимается толь¬
ко въ грубой, матеріальной формѣ. Если самовольно срубить дере¬
во въ чужомъ лѣсу, этотъ поступокъ будетъ клеймиться воров¬
ствомъ, а срубившій его—презрѣніемъ окружающихъ. Но есть еще захватъ, самый высшій, а слѣдовательно и са¬
мый нехорошій. Онъ происходитъ не отъ грубости, не отъ непо¬
ниманія дѣла, но сознательно забираютъ и присватываютъ чужое
самые высокообразованные и талантливые люди. Мы хотимъ сказать нѣсколько словъ о первыхъ проповѣд¬
никахъ соціализма. Ученіе ихъ нельзя назвать,на первыхъ порахъ,несимпатичнымъ.
Проповѣдь объ уничтоженіи рабства, насилія, гнета, неравен., нельзя
не привѣтствовать. Но всѣ эти высокіе идеалы принадлежатъ не имъ. Человѣчество знало объ этомъ изъ христіанскаго ученія, и
подлинные христіане употребляли всѣ усилія провести ихъ въ жизнь
и приложить къ бытовому обиходу. Первые же вѣстники соціа¬
лизма скопировали съ ученія Евангелія и дѣйствій первенствую¬
щій общины христіанъ, удаливъ отъ всего, между прочимъ, лич¬
ность Ісуса Христа. Этотъ фактъ особенно ярко и характерно выс¬
тупилъ въ политикѣ атеистовъ: Штирнера и Фейербаха. Профес¬
соръ Булгаковъ освѣщая его говоритъ: „Мы думаемъ, что это имѣетъ причиной, конечно, не слу¬
чайную слабость Фейербаха, но самое существо дѣла: ему, дѣй¬
ствительно, нечего было возразить, ибо относительно Фейербаха
Штирнеръ совершенно правъ. Говоря языкомъ Фейербаха, Штирнеръ
есть, правда, раскрытая тайна Фейербаха. Настоящій атеистъ
есть Шпирнеръ, а Фейербахъ остается, дѣйствительно, «благоче¬
стивымъ* атеистомъ, „попомъ". «Нравственники*,—бросаемъ Штирнеръ упрекъ Фейербаху,
—сняли жиръ съ религіи, воспользовавшись имъ сами, а теперь
стараются раздѣлаться съ происходящей отъ нея болѣзнью же¬
лезъ* (Бгивепкгапкііеіі). «Съ силой отчаянія хватается Фейербахъ за все содержаніе
христіанства, не для того, что бы его отбросить, нѣтъ, для того,
чтобы привлечь его къ себѣ, для того, что бы его давно желан¬
ное, но всегда далекое, послѣднимъ усиліемъ увлечь на свое не¬
бо и навсегда удержать при себѣ. Развѣ это не борьба послѣд¬
няго отчаянія, не борьба на жизнь и на смерть, и не есть это
развѣ, вмѣстѣ съ тѣмъ, и христіанское томленіе и желаніе Іеп- ОідШгесІ Ьу ^.оояіе