Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№8-9

1908

Содержание

Отдѣлъ нравственный и богословско-филосоѳскій

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Мысли о старообрядчествѣ. Никоніанинъ

О «Бѣловодіи». Свящ. Шадринъ

Присоедините. В. Русановъ

Старообрядцы въ Пріуральскомъ краѣ. П. Н. Шмаковъ

Духовники. Изгой

Посмертное наказаніе. Житель

«Соборъ» час. безпоповцевъ Д. И. Волковъ

Нѣсколько словъ о школѣ. Учащйся

Письмо въ редакцію. Беглопоповецъ

Жизнь старообрядчества

Нижегородская ярмарка

Изъ жизни остальныхъ вѣроисповѣданій

Замѣтки

Печать

Послѣднія извѣстія

Отвѣты редакціи

Объявленія

OCR
698 Два пути. Намъ доставлена рукопись-таблица весьма интерес¬
ная по своей планировкѣ и глубокая* по внутреннему, ре¬
лигіознопсихологическому смыслу. Она содержитъ 48 клѣ¬
токъ. Шесть идутъ въ горизонтальномъ направленіи, а
восемь въ вертикальномъ. Среди клѣтки имѣется, одно
слово. Если читать клѣтки въ горизонтальномъ положеніи,
то получится восемь наставленій нравственнаго характера,
каждое состоящее, такимъ образомъ изъ шести словъ: Убій грѣхъ, люби жену, сребро отрини. Отца почитай, блудъ ненавидь, снабди благая. Проклинай бѣса, брака желай, твори милостыню. Мать слушай, бѣгай блуда, прелюбодѣйство не твори. Въ церковь ходи, учителя слушай, буди послушливъ. Не ходи въ кабакъ, ненавить сатану, гордъ не буди. Богу молись, добру учись, правду наслѣдствуй. Не молись сатанѣ, не учись грѣшить, не желай лжи. Если же читать рукопись въ вертикальномъ направле¬
ніи—получится шесть указаній, каждое изъ восьми словъ.
Но они хотя и направлаютъ въ противонраветвенную сто¬
рону, однако носятъ въ себѣ сильную, прямо бичующую
иронію надъ тѣмъ, кто будетъ выполнять эти предписанія: Убій отца, проклинай мать,въ церковьнеходи, Богу немолиеь. Грѣхъ почитай, бѣса слушай, ходи въ кабакъ, молись сатанѣ. Люби блудъ, брака бѣгай, учителя ненавидь, добру неучись.; Сребро снабди, твори прелюбодѣйство, буди гордъ, правду не желай. Отрини благая, милостыню не твори, послушливъ не буди, наслѣдствуй лжи. Сознательно или безсознательно, авторъ рукописи под¬
черкиваетъ неумирающее расдвоеніе въ душѣ присущее вся¬
кому человѣку. Богъ и Мамона, Христосъ и Антихристъ,
Добро и Зло, вотъ двѣ вѣчво раздѣленныя сущности. Одними и тѣми же словами авторъ дѣлаетъ наставле¬
ніе на добро и ими же указываемъ путь ко злу. Онъ выясняетъ, что человѣкъ всѣ свои силы, способно¬
сти, свойства, опытъ, можетъ поправить или къ добродѣтели
или къ злодѣйству сообразно своему желанію и поклонностямъ. ОідііігесІ Ьу Слоодіе