359
Miscellanea Orientalia Christiana
Константин Панченко
В :
А П М III -З ʿ
Историографическая традиция у православных арабов
(мелькитов) достигла своего расцвета в X--XI вв. -- доста-
точно назвать такие имена как Евтихий Александрийский
(Саʿ д ибн Ба╙р ║) или Яхья (Йа╝йā) Антиохийский. Однако в
Позднее Средневековье арабо-христианское историописание
пришло в полный упадок и прервалось. Сама мелькитская об-
щина впала в некое историческое оцепенение, из которого
стала выходить лишь в первые века османского владычества.
В конце XVI--XVII в. у православных арабов начинается куль-
турный подъем, получивший название «Мелькитский ренес-
санс» -- попытки прорвать свою духовную изоляцию и инте-
грироваться в общевизантийское интеллектуальное простран-
ство. В эту эпоху были предприняты усилия по «исправлению»
арабской литургической традиции согласно греческим образ-
цам, начался массовый перевод с греческого богословской,
житийной и исторической литературы, произошло возрожде-
ние иконописи после нескольких веков художественного ана-
биоза, и, наконец, мелькиты попытались вернуть утраченную
историческую память, восстановить прервавшееся преемство
летописания.
Крупнейший деятель «Мелькитского ренессанса», антио-
хийский патриарх Макарий III ибн аз-Заʿ м (патриарх в 1647--
1672 гг.), составил цикл трудов по истории Антиохийской
церкви, в частности, перечень патриархов от апостола Петра
до начала Крестовых походов, и другую церковную хронику,
охватывающую события с середины XVI в. (вступление на па-
триаршество Иоакима ибн Джумы, 1543 г.) до времени своей
жизни.
Сын Макария, знаменитый Павел Алеппский (1627--
1669), разделял историографические увлечения отца и пред-