9
Miscellanea Orientalia Christiana
Юлия Фурман
П « »
«И »
Й П
В конце VII в. восточносирийский монах Йоханнан бар
Пенкайе1 написал «Историю временного мира» (tašʕīṯā
d-ʕālmā d-zaḇnā), или, как он ее назвал, «Книгу "Суть вещей"»
(kṯāḇā d-rēš mellē)2. Сочинение охватывает период от начала
творения до 687 г., состоит из пятнадцати книг и поделено на
две части (1--9 и 10--15 книги соответственно)3. Собственно,
историю в узком смысле слова Йоханнан был не намерен пи-
сать. Волновала его проблема взаимоотношений Бога и чело-
вечества, основания этих взаимоотношений, их развитие и
логическое завершение, знак которого он видел в неспокой-
ных современных ему событиях4.
Первая книга «Истории» Йоханнана бар Пенкайе пове-
ствует о начале человеческой истории, следуя книге Бытия.
С большей или меньшей степенью подробности она описыва-
ет события Быт 1--5, 24, начиная с сотворения мира и заканчи-
1 Более подробно о Йоханнане бар Пенкайе и о его сочинениях см.
Baumstark, A., Eine syrische Weltgeschichte des siebten Jahrh.s. // Römische
Quartalschrift für christliche Alterthumskunde und für Kirchengeschichte (1901),
S. 273--280; Jansma, T., Projet d'edition du Ketâbâ Derêš Mellê de Jean Bar Penkaye
// Orient syrien 8 (1963), p. 87--106; Фурман, Ю. В., Йоханнан бар Пенкайе и его
«История»: курьезы интерпретации имени автора и названия произведения //
Вестник РГГУ. Серия «Востоковедение, африканистика». No 20(100)
(2012), c. 93--109.
2 О сохранившихся рукописях «Истории» см. Jansma, Projet d'edition, p. 96--
100.
3 Подробнее об этом сочинении и о содержании составляющих его книг см.
Baumstark, Eine syrische Weltgeschichte, p. 275--279.
4 О замысле бар Пенкайе и о причинах, побудивших его написать «Исто-
рию», см. Reinink, G. J., Paideia: God's Design in World History according to the
East Syrian Monk John bar Penkaye // The Medieval Chronicle II: Proceedings of
the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle, Driebergen/Utrecht,
16--21 July 1999. Amsterdam/New York, 2002, p. 190--198.